«Если мы хуже всех, закройте нас, но только не издевайтесь»

Худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — о том, почему 25-й сезон популярного московского театра может стать последним.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Московский театр «Школа современной пьесы» невесело открыл юбилейный, 25-й сезон. На сборе труппы худрук Иосиф Райхельгауз сообщил, что грядущий сезон может стать для театра последним, о чем он и написал в письме Сергею Собянину. Ответа пока нет. О причинах, побудивших его к этому шагу, г-н Райхельгауз рассказал корреспонденту «Известий».

— О чем идет речь в письме к Сергею Собянину?

— Мое письмо, начиналось словами «Уважаемый Сергей Семенович! Любите ли вы театр? И считаете ли его той кафедрой, с которой можно сказать миру много добра? Я не знаю вашего личного отношения к театру, но предполагаю, что вы разделяете мнение наших великих классиков». Дальше я написал, что, к сожалению, в последние годы в бюджетировании театров Москвы сложилась ненормальная ситуация, когда театры получают совершенно немотивированные деньги. Есть абсолютно ясные и доступные критерии оценки. Критерий этот — посещаемость, признание прессы и профессионального сообщества. Сколько театр не называй «территорией» или «центром», важно, чтобы распродавались билеты. Наш театр — один из самых посещаемых и регулярно гастролирующих. Он честно проработал эти 25 лет, мы выпускали по пять премьер за год. Я очень люблю театр «Школа драматического искусства», который создал мой однокурсник Анатолий Васильев, но билеты на их спектакли не продаются. Тем не менее этот дружественный нам театр получает в год 156 млн рублей. Театр «Модерн» Светланы Враговой (одна премьера в два-три сезона) — 85 млн, в то время как мы получили 52 млн.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Вы обсуждали эту проблему с департаментом культуры?

— В прошлом году я провел замечательную встречу с Сергеем Капковым, я попросил его прибавить нам хотя бы 50% — сказал, мы задыхаемся, работая в убыток. Капков ответил, что не может помочь, потому что бюджетирование было разработано до него. Через две недели я получил утвержденный бюджет, который нам сократили на миллион. Об этом я написал Собянину. И попросил его, чтобы критерии бюджетирования стали прозрачными. Я должен видеть, к примеру, что соседний театр больше ездит на гастроли, больше ставит премьер, больше зарабатывает и потому больше получает. Если мы хуже всех, закройте нас. Попрощайтесь с нами, но не издевайтесь. Мы в октябре сняли свои лучшие спектакли — они убыточны. При полном аншлаге нам выгодно не играть. Так существует сегодня репертуарный театр.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Почему успешные спектакли убыточны?

— Мы не можем продавать билеты по 5 тыс. рублей. У нас самый дорогой билет стоит 2 тыс. А в зале всего 360 мест. Есть труппа из 28 человек, монтировщики, реквизиторы, осветители — всем надо платить. Здесь заведомый убыток. Во всех странах не так много репертуарных театров, они все дотационны.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— Власти считают, что деятели культуры должны зарабатывать.

— Я скажу вам, что для этого нужно. Нужно сократить труппу минимум на треть — артисты слишком дорого обходятся. Постановки должны стать проще. Скажем, в наш спектакль «Чайка-опереттка» мы приглашаем из «Новой оперы» оркестр, у нас занята вся труппа — хор, балет, оркестр — естественно, спектакль дорогой и оттого убыточный. Если мы будем играть спектакль «Ночь с незнакомцем» — мелодраму на четверых артистов, которая с удовольствием продается, он даст прибыль. Вот и я сейчас репетирую спектакль с Филозовым и Веденеевой («Потерпевший Гольдинер». — «Известия»). Интересная мелодраматическая история. Я впервые буду сценографом спектакля, потому что нет денег. Пять таких спектаклей — и получится антреприза, которая ездит по городам и весям, не платит налоги. От нас этого хотят? Такими темпами мы и театр скоро освободим.

«Школа современной пьесы» вступила в новый сезон с долгом 3,5 млн

Юбилейный, 25-й сезон «Школа современной пьесы» вынуждена провести в режиме жесткой экономии. Худрук Иосиф Райхельгауз откровенно признался, что театр находится в тяжелом финансовом положении, на нем висит долг, многие артисты, как и сам худрук, до сих пор не получили отпускные.

В новом сезоне театр вынужден будет отказаться от своих самых успешных спектаклей, многие из которых убыточны. Билеты на них раскупаются, но сборы постановки не окупают.

В целях экономии большая часть артистов перейдет только на бюджетные зарплаты, речь идет о 12–13 тыс. рублей в месяц. Обращаясь к присутствовавшей в зале Евгении Шерменевой, заместителю главы департамента культуры Москвы, Райхельгауз заявил, что находится в отчаянии, потому что не знает, как спасать театр.

В ответ г-жа Шерменева сказала, что помочь театру может только мэр, «потому что бюджет города Москвы регулируется мэром и Мосгордумой».

— Мы распоряжаемся только бюджетом, который приходит в департамент культуры, он определен, он уже сделан. И в рамках этого бюджета мы можем только у кого-то забрать, чтобы отдать другому, — пояснила чиновница.

Вопреки мрачному настроению худрук объявил будущие планы.

Первой премьерой сезона станет «Лондонский треугольник» — пьесу о сложных любовных отношениях Тучковой-Огаревой (ее сыграет Джульетта Геринг), Огарева (Александр Галибин) и Герцена (Александр Гордон) поставят Дмитрий Астрахан в соавторстве с Владимиром Рубановым. В октябре Иосиф Райхельгауз должен выпустить спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина», а в январе спектакль для Татьяны Веденеевой и Альберта Филозова «Потерпевший Гольдинер». На апрель намечен спектакль по «Варшавянке» Дмитрия Быкова, на лето — мюзикл «Шинель» с музыкой Максима Дунаевского.


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ


Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

Алла Шевелева

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе