«ГОРЬКИЙ, СЛОН» в Музее истории ГУЛАГА.

Режиссер Ася Литвинова. 
фото Соловки


Драматург Элина Петрова


В основу спектакля легли только реальные воспоминания, статьи, документы. В том числе тексты самого Горького. Задача драматурга — собрать их воедино. Получилось отлично.

Как понятно из названия — в основу легла история поездки Алексея Максимовича Горького на Соловки в 1928-м году.

В спектакле занято всего трое молодых актеров. Четкого разделения на роли нет. Один из них играет то Горького, то офицера НКВД, остальные — заключенных.

Если Вы читали «Архипелаг ГУЛАГ» - то ничего принципиально нового о поездке из этого спектакля Вы не узнаете.

Рассказ идет по вполне канонической версии Александра Солженицына.

Но. Главное что удалось добиться режиссеру — создать атмосферу. Актеры играют в самой обычной одежде, в туфлях, кроссовках, джинсах. У одного из актеров — серьга в ухе.

Но атмосфера — создана. Атмосфера холода, комаров, изнурительного труда, смерти, страха, и человеческого достоинства, которое противостоит всем эти бедам.

В спектакле несколько динамических сцен демонстрирующих быт заключенных, условия их работы и от этих сцен реально в дрожь бросает. Мрачная музыка, шум ветра, звуки летающих комаров... Мрачно.

В спектакле показан импровизированный концерт, который давали заключенные сидящему в зале Горькому.

Показано просто, но честно, с душой, с драйвом. На полной самоотдаче. 

Складывается действительно такое ощущение, что я сижу там, и рядом со мной реальный Горький. (Актер игравший Горького смотрит концерт вместе со зрителями, из зала)

Приятно, что режиссер не стал заниматься морализаторством, не стал никого ни в чем обвинять. Просто перечислил некоторые факты, которые действительно имели место быть.

Спектакль начинается с шутки «Горький едет на Соловки. Да, и сколько лет ему дали? Десять?».

Под конец мы понимаем, что Горький является точно такой же жертвой, как и заключенные. Да, он пока еще живет в Италии на Капри. Советская власть высылает ему тысячи долларов на содержание виллы.

Но он сознательно отказывается от теплого побережья и возвращается в СССР.

Авторы не отвечают на вопрос — почему? Но это понятно без слов.

Это, несомненно, один из самых сильных документальных спектаклей сезона. Он не особо рекламируется, но зал был полон. Большая часть зрителей — молодежь.

Приятно то, что несмотря на сложную и жестокую тему. Это очень человеческий спектакль. В финале обошлись без пафоса. Просто почтили память погибших на Соловках.

Автор
Никита БАЛАШОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе