И только "Фела" до нас не долетела

В Москве открывается Чеховский фестиваль ... Девятнадцатого мая спектаклем Джеймса Тьере "Рауль" открывается XI Международный театральный фестиваль им. Чехова. Накануне мы поговорили с его создателем и директором Валерием Шадриным.

Валерий Иванович, какой акцент у нынешней программы Чеховского фестиваля?


Валерий Шадрин: Мы работаем в этом году без акцента. Мы просто живем и обрастаем темами, сюжетами и друзьями. Конечно, у нас сложилась определенная когорта людей, с которыми мы общаемся. С кем-то у нас более длительный роман, с кем-то - короткий. За эти 20 лет мы хотели показать все, в том числе и "новый цирк" - как часть актуальной мировой культуры. Раньше, когда не было ни фестиваля NET, ни "Территории", ни зарубежной деятельности "Золотой Маски", наша задача была гигантской: показать и все новые тенденции, и шедевры прошлого, экспериментальные работы, и даже детские спектакли. Все эти фестивали освободили нас во многом от такой задачи.


Начиная с третьего фестиваля, мы треть бюджета фестиваля зарабатываем сами. А это 100 млн рублей, или 3 млн долларов - только на продаже билетов. То есть - кроме задачи культуртрегерской и творческой есть и коммерческая задача, и мы с ней не считаться не можем. Мы ведь привозим очень дорогие спектакли. И часть оборудования вынуждены привозить, арендовать здесь. И в Москве, и тем более в регионах нет ни одного зала с необходимым оборудованием. Вот только сейчас появилась новая Мариинка.


Второй раз Чеховский фестиваль представляет свои спектакли в регионах. С какими проблемами еще вы там столкнулись?


Валерий Шадрин: Один из первых спектаклей региональной программы - "Deca Dance" ("Батшева Данс Компани", Израиль) в старой Мариинке. Даже там не хватает техники, стало быть - надо арендовать. С собой в регионы приходится везти все: и оборудование, и техников. Стало быть, первая проблема - нет базы. Вторая - власти должны участвовать в финансировании. В Екатеринбурге власти участвуют в финансировании программы, а в Самаре поддержки почти нет. Наконец, третья - нужна подготовленная, заинтересованная публика. Мы привозим элиту мирового театра, а эти имена часто неизвестны там. Но региональные власти сами должны быть заинтересованы в формировании культурной среды.


Был ли какой-то спектакль из тех, что вы мечтали показать и не смогли?


Валерий Шадрин: К сожалению, был. Я мечтал показать бродвейский спектакль "Фела". Это история нигерийского композитора, музыканта Фелы Кути. Но наши партнеры вовремя не отправили оборудование, а самолетом - это 350 тыс. долларов, в 13 раз дороже, чем планировалось. У нас не было на это бюджета.


Расскажите о вашей собственной продукции в рамках программы.


Валерий Шадрин: Нас стали обвинять в развлекательности, в отсутствии экспериментальных работ. Но мы их стараемся теперь не привозить, а делать сами. Шекспировский спектакль Дмитрия Крымова - наш проект, "Синдром Орфея" Владимира Панкова - наш. Так же как и "Офис" Екатерины Аверковой, молодого режиссера из Белоруссии, чей спектакль стал лауреатом проводимого нами совместно с Международным Фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и был включен в программу фестиваля.


Валерий Иванович, как развиваются ваши отношения с мировыми фестивалями?


Валерий Шадрин: Сейчас мы очень хорошо партнерствуем с Эдинбургом. Когда мы показывали в девяти городах Франции минский спектакль Панкова "Свадьба", я пригласил Джонатана Миллса, директора Эдинбургского фестиваля. Он был в восторге и сказал, что мечтал бы иметь такой спектакль у себя в программе. Тогда мы приняли решение, что Владимир Панков, Чеховский и Эдинбургский фестивали сделают совместный проект, посвященный Первой мировой войне. Джонатан Миллс - музыкальный критик и специалист в области музыки, будет консультировать спектакль. Надеюсь, премьера будет в 2014 году в Эдинбурге.


Думаю, что с приходом Оливье Пи в качестве директора фестиваля в Авиньоне наши отношения с этим крупнейшим форумом тоже улучшатся.


Русский театр давно не был в Авиньоне, да и на других крупнейших мировых форумах нас немного. Как переломить эту ситуацию?


Валерий Шадрин: Ничего не надо переламывать. Все должно быть естественно, само собой. Хорошая работа не пропадает. Надо разумно сотрудничать.


Вы не очень любите деструктивное искусство нашего времени. Как вы сами могли бы определить границу приемлемого для вас? Что вы категорически не могли бы привезти в Москву?


Валерий Шадрин: Я не знаю, как эту границу видеть. Ее можно чувствовать. Я, например, спектакль Ромео Кастеллуччи "Генезис" не так легко воспринял. Но я понимал, что его надо показать в Москве. Я несколько раз его смотрел. Один раз - с Ю.П. Любимовым, и, по-моему, Юрию Петровичу даже стало плохо, он вышел. Я его понимал. Но я считал, что спектакль нужно показать. Так же как "Проект J". Но есть спектакли, которые меня коробят настолько, что я думаю: ну, пусть кто-то другой повезет, я не могу.


Какого театра не хватает вам сегодня в Москве?


Валерий Шадрин: Если ты имеешь в виду театр как здание, в Москве нет ни одного театра, оборудованного на должном уровне. Вот сколько бы ни говорили: такая театральная страна, Москва - театральная Мекка, но ни одного современно оборудованного здания в этой "Мекке" нет. Вот и все. Кстати сказать, такие современные здания должны по идее быть в каждом миллионом городе, тогда по-другому развивалась бы вся ситуация. Ну, хотя бы одно современное здание на весь город.


Я просил построить театр Не Чеховскому фестивалю - городу! Пусть нам дают его бесплатно на период фестиваля. Тогда и ситуация будет немножко другая. Могу сказать: это проблема страны в целом. К сожалению, толку от этих разговоров моих - никакого. Нам нужен большой, простой, технически оснащенный, модернизированный центр Мейерхольда - только в 10 раз больше. Вот приблизительно, что нам надо. Ничего этого нет. Мечта моя такая.


Ну, а если о театре как об идее, эстетике... не хватает Пети Фоменко, Петра Наумовича... Его памяти мы посвятили Московскую программу фестиваля и включили в нее все спектакли "Мастерской", его самого и его учеников. Нам показалось это важным.

Программа фестиваля-мировая серия


"Рауль" 12+


Постановка, сценография и исполнение - Джеймс Тьере


Компания Майского Жука (Париж)


Франция


19, 20, 21, 23, 24, 25 мая


Театр им. Моссовета


"Офис"


Ингрид Лаузунд 16+


Режиссер-постановщик и композитор - Екатерина Аверкова


Национальный академический театр имени Янки Купалы (Минск)


Республика Беларусь


24 мая


Театр им. А.С. Пушкина


"Синдром Орфея"


По произведениям Вл. Маяковского, Ж. Кокто 16+


Режиссер - Владимир Панков


Театр Види-Лозанн (Лозанна), в сотрудничестве с SounDrama Studio, в копродукции с Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова


Швейцария - Россия


27, 28, 29, 30, 31 мая


Театр им. А.С. Пушкина


"Deca Dance"16+


Хореограф - Охад Наарин


Охад Наарин в сотрудничестве с танцовщиками Батшева Данс Компани (Тель-Авив)


Израиль


27, 28, 29 мая


Театр им. Моссовета


"Sadeh21" 16+


Хореограф - Охад Наарин


Охад Наарин в сотрудничестве с танцовщиками Батшева Данс Компани (Тель-Авив) Израиль


31 мая,1, 2 июня


Театр им. Моссовета


"Небесная гармония" 12+


Музыкальный театр по роману Петера Эстерхази


Режиссер - Давид Мартон


Бургтеатр (Сцена Казино) (Вена)


Австрия - Германия


31 мая,1, 2 июня


Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой


"Шепот стен"12+


Режиссер - Виктория Тьере-Чаплин


Исполнители - Аурелия Тьере и др.


Компания "Маленькие часы" (Париж)


Франция


3, 4, 5 июня


Театр им. А.С. Пушкина


"Как вам это понравится" по пьесе Шекспира " Сон в летнюю ночь"16+


Идея, композиция и постановка - Дмитрий Крымов


Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова,


Театр "Школа драматического искусства",


Лаборатория Дмитрия Крымова


Россия


4, 5, 6 июня


Театр "Школа драматического искусства"


"Песня задумчивого созерцания"12+


Хореография и стиль - ЛИН Ли-Чен


Ледженд Лин Данс Тиэтр (Тайбэй)


Тайвань


5, 6, 7, 8 июня


Театр им. Моссовета


На фото Слоны в "посудной лавке" (из спектакля "Рауль") Чеховского фестиваля вполне деликатны, но размахом своим вполне могут напомнить о том, что ни одного подходящего здания для фестиваля такого масштаба в Москве нет.

Российская газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе