Идею Путина «слить» Большой с Мариинским оценили руководители театров

Гергиев и Кехман поддержали, Урин воздержался от комментариев.
ФОТО: НАТАЛЬЯ МУЩИНКИНА


Возможно, что главные театры страны - Большой и Мариинский - теперь войдут в некую общую структуру, подобную Дирекции Императорских театров, которая существовала в России со времен императрицы Елизаветы Петровны. Идею о возрождении подобной структуры высказал никто иной, как президент РФ Владимир Путин на встрече с лауреатами президентской премии  для молодых деятелей культуры.


Владимир Путин, для которого, видимо, была подготовлена соответствующая историческая справка, проявил осведомленность  в этом вопросе и отметил, что существовавшая  Дирекции Императорских театров «позволила бы заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать их если не в одном ключе, то оказывая им поддержку». Впрочем, сразу оговорился, что это не решение, а всего лишь идея, но, судя по тому, что ответил главе государства глава Мариинского театра Валерий Гергиев, вопрос прорабатывается. 

Во всяком случае, Гергиев трижды за две последние недели общался на эту тему с Министром культуры Ольгой Любимовой. Он убежден, что создание общей дирекции «поможет молодым талантам быстрее получить возможность петь на прославленных сценах».

Как руководители крупных и государственно важных театров отнеслись к этой идее? Большой театр в лице его Генерального директора Владимира Урина пока предпочел воздержаться от комментариев и взял паузу. Зато худрук Михайловского Владимир Кехман отреагировал так:

- Блестящая идея. И не только для музыкальных театров, - сказал «МК» Владимир Абрамович, который, надо отдать ему должное, еще несколько лет назад предлагал возродить Дирекцию Императорских театров, куда, по его мнению, вошли бы крупные музыкальные театры. Но, поскольку теперь он рулит еще и драматическим МХАТ им. Горького), вполне понятно его желание, чтобы и драматические театры вошли в подобную структуру.

Но идея, произнесенная президентом 25 марта, тянет за собой множество вопросов. Например, какие такие театры-счастливчики лягут под крыло Дирекции? Кто будет это решать? Новая структура будет финансировать театры из одного кармана и по какому принципу? Театры то и по количественному составу и по репертуару разные. Наконец, не станет ли этот орган дублировать должностные лица и функции театров, которые уже существуют? То есть появится еще одна  бюрократическая организация?

Но идея, высказанная главой нашего государства, по сути обозначила тенденцию в культуре, которая уже и не тенденция вовсе, а реальность — объединение или слияние театров. Оно уже началось в Москве - «Сатира» слита с театром Джигарханяна, «Сопричастность» с Московским областным ТЮЗом. На очереди ждут расширения «Табакерки» за счет «Вишневого сада». Но это не объявлено как  программа действий культурных ведомств, а вот теперь можно надеяться, что политика к оптимизации культурных учреждений наконец будет четко сформулирована и выйдет из подполья. Пока же в интернет-пространстве шутники делают ставки — кого с кем еще сольют и кого к кому присоединят: например, «Шалом» к театру Русской песни.

Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Надо сказать, что и при Петре Первом, и при Анне Иоанновне существовали царские театры, но именно императрица Елизавета Петровна стала родоначальником Императорских театров России. 

С 1742 года Императорские театры находятся в ведении Министерства Императорского двора. При ней же появился чин— «придворный артист Е. И. В. (Его / Её Императорского Величества)», а в 1743 году в состав Императорских театров вошёл французский придворный театр, в а через 20 лет  — французская опера, начал развиваться и русский театр. 

30 августа 1756 императрицей Елизаветой был дан указ Сенату «учредить Русский для представления трагедий и комедий театр». Директором театра стал Александр Сумароков. Ассигнования на русскую труппу были ничтожны — 5000 рублей в год, в то время как содержание франц. труппы составляло 20 тысяч рублей в год.

Сейчас XXI век - деньги и суммы не те, как и артисты в императорских, то есть государственных театрах, уже не крепостные. Но, как показывает практика, идея, высказанная главой государства, будьте уверены, будет воплощена в жизнь. Будем ждать — когда и кто встанет во главе такой Дирекции и как она будет называться?

Автор
МАРИНА РАЙКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе