Михаил Козаков на редкость свободолюбив. Он никогда не верил в жесткость раз и навсегда установленных правил и ничего не считал аксиомой. Именно такой Гамлет был нужен Николаю Охлопкову, и в 1956 году он пригласил на эту роль в Театр имени Маяковского юного Мишу Козакова, выпускника школы-студии МХАТ. У недавнего студента было все для театрального героя: мужская красота, обаяние, чувство поэтического слова. А еще он, как и Гамлет, был интеллектуалом, склонным к рефлексии.
За это свободолюбие и неумение мириться с заведенным порядком Козакову не раз приходилось расплачиваться несыгранными ролями, бесконечным скитаниями и отсутствием своего театра-дома. Он ушел сначала от Охлопкова, потом от Ефремова из "Современника", где блестяще сыграл Адуева-дядюшку в "Обыкновенной истории" по Гончарову. (В спектакле, который не раз демонстрировался по ТВ, только иронично настроенный дядюшка понимал тщетность романтических идеалов своего племянника.) Актер работал с Анатолием Эфросом, но ушел и от него, сыграв в "Женитьбе" Кочкарева, который вдруг осознавал бессмысленность своих хлопот, и скептика — Дон Жуана, не способного ни на какое чувство.
Козаков уходил из актерской профессии в кинорежиссуру, снял немало фильмов для кино и телевидения. (В том числе и "Покровские ворота", вспомнить которые в интервью — значит испортить ему настроение.) Уезжал из России в Израиль, играл там Чехова на иврите, но снова вернулся и не оставил актерства. А главное — сумел сохранить лучшие качества своего творческого дарования.
В 2003 году список сыгранных Козаковым шекспировских ролей пополнил король Лир, похожий то на библейского патриарха, то на диссидента-шестидесятника. Хулиганистый Лир Козакова позволял себе "антисоветчину", говоря что "48 — это все же лучше, чем 84" (намек на антиутопию Джорджа Оруэлла "1984").
Сейчас Козакову снова не всегда удается вписаться в нынешний российский контекст. Спектакль "Король Лир" снят из репертуара, Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, в котором планировалась его постановка, ответил отказом. Залежался на полке его фильм "Очарование зла " о русской эмиграции. Зрители сейчас чаще слышат Козакова-чтеца: вечера, на которых он читает Пастернака, Ахматову, Бродского, один или в сопровождении музыкантов, обычно проходят с аншлагом.
Режиссер Марк Захаров: "Я бы назвал его корифеем"
Михаил Михайлович Козаков — замечательный актер. Я бы назвал его корифеем. Он владеет тайной глубинного, интеллектуального проникновения в текст, в ситуацию, в чувства и мысли героя. За свою жизнь я видел не так много спектаклей, которые можно было назвать идеальной интерпретацией авторского текста. Одним из них сталa "Обыкновенная история" по Гончарову в "Современнике", где Адуева-старшего играл Козаков, а Адуева-младшего — Олег Павлович Табаков. Спектакль остался в памяти примечательным знаком нашей культурной жизни, от него осталось ощущение удивительной сценической гармонии, глубинного проникновения в смысл авторского слова, характеры героев и сюжет. Такое в нынешней театральной жизни встречается чрезвычайно редко.
GZT.RU