Итоги, которые не подводят

Ну, что вам сказать, дорогие читатели "Российской газеты"? 
Колумнисты, как ни парадоксально, тоже люди. И, значит, нам тоже хочется в отпуск. И желание мы свое исполняем. И потому эта колонка - последняя в уходящем сезоне. Встретимся, даст бог, в сентябре.
Андрей Максимов.
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

Понятное дело, я хотел подвести итоги, понимая прекрасно: если ты не подводишь итоги - итоги подводят тебя. Думал я, думал и пошел в театр.

Театр имени Моссовета. "Римская комедия (Дион)". Пьеса Леонида Зорина. Постановка Павла Хомского.

В этой премьере для меня обозначались главные итоги. И не то, чтобы даже театрального сезона, а как-то шире, как-то жизненней.

Итоги, как известно, бывают положительные и отрицательные. Коллеги мои - журналисты да публицисты - любят все больше про отрицательное, оно как-то ярче получается. А я - поскольку не люблю ходить в ногу - люблю про положительное.

И вот оно.

"Римская комедия" - это качественный спектакль. В нем все на самом высоком уровне: пьеса, игра актеров (причем всех), постановка, декорации (художник Борис Бланк)...И это для меня первый и очень важный итог: искусство должно быть качественным, профессиональным, если угодно. В последнее время мы как-то полюбили все больше на иное акценты делать: свежее - не свежее, актуальное - не актуальное и прочее. Все это важно? Важно. Но сначала - профессионализм.

Хомский поставил спектакль так, чтобы нам, зрителям, было интересно

Теперь внимание! Этот спектакль восьмидесятидевятилетний режиссер Хомский поставил к девяностолетию драматурга Зорина. Скажите честно, дорогой читатель, усмехнулись чуть иронично?

И вот вам тогда второй итог: в искусстве возраста не существует. Существует либо талант (как в данном спектакле), либо его отсутствие.

Справедливости ради надо отметить, что пьесу Зорин написал в начале шестидесятых годов. В 1965 году ее поставил Товстоногов, и спектакль тут же был запрещен.

Сегодня, слушая текст, я не мог понять: как решился автор написать его в разгар советской власти? Оттепель что ли помогла?

История взаимоотношений свободолюбивого и ироничного поэта Диона с императором Домицианом и по нашем временам выглядит актуально и смело, а как же она воспринималась тогда?

Хомский поставил спектакль так, чтобы нам, зрителям, было интересно, чтобы мы следили за сюжетом, чтобы ни слова не пропало в удивительном тексте Зорина. И в том, что блестяще играют актеры, тоже всегда есть заслуга режиссера.

В спектакле - два поэта: один конформист, другой бунтарь. Как водилось в Древнем Риме, у каждого из них есть жены. Маргарита Шубина и Ольга Остроумова играют так, что ты начинаешь всерьез верить в истину: то, каким будет мужчина, в значительной степени зависит от того, какая рядом с ним женщина. Актрисы сочиняют на сцене две женских судьбы, две женских любови. Средств минимум, а все понятно. И ужасно интересно.

И вот вам еще один итог: нет более сильного пола, чем женщины, которые и создают нас, мужчин.

Героиня Шубиной создала Сервилия, конформиста. Помните скромного воришку у Ильфа и Петрова? Так вот Александр Бобровский замечательно играет скромного конформиста - рифмоплета, которому просто хочется жить в богатстве, ходить на балы. Ну что поделать, если для этого приходится писать плохие, но зато нужные стихи?

Муж Остроумовой - Дион - полная противоположность. Георгий Тараторкин играет не столько борца, сколько интеллигента, который не может позволить себе быть подлым и лживым просто потому, что так воспитан. Работает очень сдержанно и очень мастерски. И что важно - без пафоса. Как трогательно думает он об измене с красавицей Лоллией. Блистательная работа Анны Гарновой! Ее героиня очень красивая, очень умная, и очень недобрая. Следить за ней интересно, потому что постоянно нужно ее разгадывать.

Надо всем этим царит император Домициан. Виктор Сухоруков, как всегда, работает ярко, темпераментно, показывая разные стороны человека, упивающегося властью.

Если у людей нет времени подумать о собственной душе, то на что же они его тратят?

Очень важный сегодня итог: увидеть человека, которому власть нужна ради власти. Любой из нас, наверное, хотя бы раз видел начальника, для которого главное не то, чтобы дело делалось, а начальствовать.

Им бы показать работу Сухорукова, чтобы они увидели, как смешон и отвратителен может быть такой человек. Впрочем, конечно, он не лишен обаяния. И это - самое страшное.

"Римская комедия" - такое театральное варево человеческих лиц, характеров и судеб. Поразительно, что все они интересны и неоднозначны. Всех надо не просто рассматривать, но разгадывать.

И это еще один итог: настоящий театр - это интересная история про интересных людей. Это странные, парадоксальные, но очень живые жизни, если можно так сказать. Это люди, которые говорят про самое главное - про суть. Про суть власти и свободы; про суть творчества и конформизма; про суть любви и предательства.

И вдруг выясняется, что эти-то разговоры - казалось бы! - про Древний Рим, казалось бы! - написанные полвека назад, они самые актуальные и есть. Почему-то все меняется в этом мире, а человек остается, в сущности, неизменным. Что-то такое мощное заложил в нас Создатель, что никакие исторические катаклизмы, никакие современные гаджеты нас изменить не могут.

Может, это наша душа, за которую каждый несет свою ответственность?Наверное, это главный итог спектакля: если у людей нет времени подумать о собственной душе, то на что же они его тратят?

С таким итогом не грех отправиться в отпуск. Не подвели итоги. Спасибо, театр. Спасибо, мастера.
Автор
Текст: Андрей Максимов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе