Как закалялся хрусталь

В Центре оперного пения Галины Вишневской прошла церемония вручения главной московской театральной премии "Хрустальная Турандот", по традиции знаменующей окончание столичного театрального сезона. Абсолютным его победителем "Турандот" признала спектакль Театра наций "Рассказы Шукшина". 


Стилизованный под старину камерный театральный зал Центра Галины Вишневской похож на богатый усадебный театр — и тем самым он напомнил гостям церемонии лучшие времена, то есть те, когда премию "Хрустальная Турандот" вручали в Кусковском дворце с последующим незабываемым фейерверком над усадебным прудом. Единственное, что может примирить с переездом "Турандот" в центр Москвы, так это неизменность премиального ритуала: в образе китайской принцессы на сцене восседает актриса Театра имени Вахтангова Мария Аронова, ее донимает вопросами и шутками какой-нибудь комический персонаж, каждый год разный. Потом принцесса выразительно зачитывает пространное описание, по которому зрители могут угадать имена лауреатов, а учредитель и бессменный организатор премии Борис Беленький оглашает вердикты Турандот. 

На сей раз источником немудреных прибауток стало совершеннолетие самой премии: придуманной в начале 90-х "Хрустальной Турандот" в этом году исполнилось 18, то есть принцесса достигла призывного возраста. По этому случаю к ней явился офицер из военкомата в поисках кандидатов на призыв. Но кого бы ни называл недалекий вояка, имя это ему приходилось из списков вычеркивать, поскольку все они уже, оказывается, были отобраны Турандот в качестве лауреатов, а значит, призыву в ряды вооруженных сил не подлежали. 

Впрочем, речи вручающих и получающих премию на сей раз были гораздо остроумнее и ярче сценарных домашних заготовок. На сцену поднимались Инна Чурикова и Лидия Федосеева-Шукшина, Лев Дуров и Константин Райкин, Аркадий Арканов и Леонид Ярмольник, Владимир Зельдин и Борис Мессерер. Во время речи Александра Ширвиндта зал не знал, то ли плакать, то ли смеяться, настолько остроумной и в то же время трогательно-беззащитной была благодарственная речь лауреата премии в номинации "За честь и достоинство". 

"Открытием сезона" Турандот назвала молодую актрису Розу Шмуклер, сыгравшую в спектакле Евгения Каменьковича "Улисс" (театр "Мастерская Петра Фоменко"). Премией за режиссуру наградили Дмитрия Крымова за спектакль "Opus N 7" в "Школе драматического искусства". За режиссуру и сценографию наградили Ивана Поповского, поставившего в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой отличный визуально-пластический спектакль "Времена... года". Можно сказать, что китайская принцесса однозначно высказалась в пользу режиссерских экспериментов на московской сцене. 

Но абсолютным триумфатором закончившегося сезона по версии "Хрустальной Турандот" стал спектакль Театра наций "Рассказы Шукшина" в постановке Алвиса Херманиса. Впервые за всю историю премии сразу три долговязые полупрозрачные статуэтки отошли одной и той же постановке. Помимо награды за лучший спектакль сезона "Рассказы Шукшина" получили "Турандот" за лучшую женскую и лучшую мужскую роли (Чулпан Хаматова и Евгений Миронов). Награду спектаклю вручали Михаил Горбачев и директор Венского фестиваля, знаменитый режиссер Люк Бонди. Господин Горбачев высказался в том смысле, что наше искусство по-прежнему способно поразить весь мир. А господин Бонди ухитрился польстить обоим — и спектаклю, и экс-президенту СССР. "После выступления человека, изменившего ход мировой истории,— сказал режиссер,— особенно приятно награждать спектакль, который меняет наши представления о театре". 

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе