Ханс-Тис Леман. Постдраматический театр будущего

Лекция известного немецкого театроведа Ханса-Тиса Леманна, который расскажет о современном театре и о том, что ждет его в будущем.
Ханс-Тис Леман-Немецкий театровед, историк и теоретик современного театрального искусства. Преподавал в Гиссенском университете (1981—1987), с 1988 — в университете Гёте во Франкфурте-на-Майне. Был приглашенным преподавателем в университетах Вены, Парижа, Амстердама, Кракова, Каунаса, Токио, нескольких университетах США. Специалист по творчеству Брехта и Х.Мюллера.
«Попытки представить театр способным на выдвижение определенных положений или тезисов довольно экзотически выглядят и в теоретическом дискурсе, и в дискурсе искусства. Ведь известно, тезис и теорема в искусстве скрыты, неоднозначность исчезает только в редких случаях удачных программных произведений. И поэтому в задачи герменевтики входит прочтение предпочтительных форм и образов художественных практик и выявление реализующихся в них гипотез...
В эссе «Груз времен» Марианна ван Керкховен, бельгийский драматург, получившая широкую известность именно благодаря новому театру, сравнивает его театральный язык с теорией хаоса. В ее интерпретации реальность организована множеством нестабильных систем, а не замкнутых циклов. Неоднозначность, поливалентность, симультанность ис¬кусства возникают как ответ на это состояние — к примеру, драматургия для театра оказывается одной из подсистем, а не общей схемой. Синтез принесен в жертву для того, чтобы достичь моментов интенсивного переживания по ту сторону поэтического текста. Если же элементы структур все же образуют некое единство, то в любом случае не благодаря четким предписаниям драматического подобия или символического кода. Эта тенденция распространяется на все виды искусств. Театр как самая радикальная и самая габытийная художественная форма стал новой эстетической парадигмой. Он более не является институционализированной областью искусства, как это было когда-то, теперь под его именем реализуются мультимедиальные и интермедиальные практики деконструкции зрительных впечатлений. И все же именно технологии, именно средства дробления и расщепления смысла придали художественный потенциал декомпозиции как основному способу восприятия. Иными словами, говоря языком Жиля Делёза, «линии уклонения» и «молекулярные» практики приходят на место собирающих обобщающих молярных структур...
Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе