«Когда бы грек увидел наши игры…»

Вахтанговцы на волковской сцене

Репертуар вахтанговских гастролей был выстроен по нарастающей – от оперетты-водевиля Эрве «Мадемуазель Нитуш» к чеховской «Чайке» и далее – к шекспировской трагедии, которую режиссер-постановщик обозначил как сатирический фарс. Представленные ярославцам спектакли объединены высокой темой, имя которой – Театр. Истинно вахтанговская тема. «Мадемуазель Нитуш» - водевиль о театре. «Чайка» - трагическая комедия театра. Почти не известная публике пьеса «Троил и Крессида» Шекспира являет не только театр военных действий, а театр лицедейских страстей. Театр давно не уподобляют жизни. От этой затеи в ХХ и в ХХI веке отказались. Открылось, что жизнь предельно театрализована. Что гораздо привлекательней осмысливать ее театральные формы. Вахтанговский театр предложил на выбор три модели «театра в театре».

ТЕАТР В ТЕАТРЕ

«Почтеннейшая публика! Милостивые государи и милостивые государыни! Отключите, пожалуйста, ваши часы с боем и музыкальные шкатулки!». Так театр изящно напомнил публике о ее мобильных погремушках. Мария Аронова в ответ на какую-то репризу, сокрушенно вздохнула: «По-моему в Ярославле смешно только нам», - взывая к чувству юмора ярославцев. Но как раз с чувством юмора у ярославцев все в порядке. Наша публика вполне податлива на шутки. Павел Любимцев в роли очаровательного директора театра, уловив по ходу пьесы в слове «Лисичка» нечто родственное своим программам о животных – упоенно включился в рассказ о лисичках в духе ведущего телепрограммы «Путешествия натуралиста». Ярославцы радовались свободе импровизаций, даже если они были хорошо подготовлены. «Нитуш» назвали визитной карточкой театра, заменившей «Принцессу Турандот». Между тем, руку на сердце положа, «Нитуш», конечно, - не «Турандот». В «Турандот» пленяла высота философская, высота игры и комизма, о которой можно мечтать разве в воспоминаниях или в перспективе будущего. Правда, в «Нитуш» есть мотив, который оправдывает обращение к этому водевилю. Это образ театра, обаяние сцены, комические интриги закулисья, театральные погони, бегства, нечаянности. Воспитанницы пансиона, артистки оперетки, а также офицеры, - элегантные, изящные - выпускники театрального института им. Б. Щукина. Все они полны свежести, голоса девушек звонки и серебристы, в молодых офицерах – геройство, бравада и юное лирическое чувство. Глядя на них, думаешь не только о замечательных массовках, а том, что у театра есть надежное будущее. 

У каждого из персонажей - свой театр. Героиней спектакля стала Мария Аронова в роли хозяйки пансиона. Эксцентрика и гротеск кипят в крови Ароновой. И еще - жизнерадостность и пышущее здоровье. Эта блюстительница морали каждым жестом опрокидывает ханжество и лицемерие. Любая реплика бьет наотмашь. Ее оценки, как меткие выстрелы, валят публику наповал! Мария Аронова летит, как стрела между зрительских кресел, а, взлетев на сцену, садится на шпагат. И бисирует, еще раз позволяя себе «эту маленькую слабость». Аронова победоносна. Другие актеры рядом с ней тихо меркнут. Владимир Симонов (по роли ее брат, полковник) всего лишь - неуклюжий рыжий коверный клоун. Лидия Велижева активно пускает в ход все расхожие штампы, дабы изобразить его любовницу, опереточную приму. 

Зато в спектакле есть юная Дениза (Евгения Крегжде), лучшая ученица пансиона «Небесные ласточки». Яркое, смелое и обаятельное создание, она мечтает посвятить жизнь сцене. Весьма символично, что фамилия актрисы, играющей эту роль, в переводе с латышского означает именно «ласточка». Серебряный голос, юная грация – и «небесная ласточка» становится чаровницей-актрисой. Селестен – (Виктор Добронравов) по пьесе влюблен в Музу оперетты, а в спектакле – и в Денизу, но Дениза странным образом отдает сердце лейтенанту Шамплотро (Андрей Завьялов), не отличившемуся ничем, кроме яркого мундира. В последнем акте Виктор Добронравов (Селестен) дает личный мастер-класс актерского ремесла, в одиночку переигрывая все сражения, конные атаки, поезда и паровозы, сеновалы и «любовь под вязами». Мастер-класс весьма убедителен, хотя и затягивает спектакль. «Нитуш» бьет рекорды продолжительности спектакля - 4 часа! Но публика рада.

ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ 

«Как все нервны!» - говорит доктор Дорн (В.Шалевич), у которого только один рецепт для всех – пить валерьянку. Можно понять, почему нервны персонажи этой «Чайки». Скажите, зачем ставить «Чайку» о том, как все вокруг абсолютно бездарны! Взгляд режиссера, актера-вахтанговца Павла Сафонова на «Чайку», скажем откровенно, довольно варварский. Хотя Сафонов далеко не новатор. Как только не читали Чехова! Но вахтанговцы привезли не «Чайку», а «Кукушкино гнездо»! И птенцы сего гнезда – самые настоящие кукушкины дети, то есть, самозванцы. Оглядываясь вокруг, видишь лишь руины чеховской комедии. И Сорин – Юрий Яковлев - с горечью и болью это признает. 

«Я – Гамлет… Холодеет кровь…» - мог бы прочитать Блока чеховский герой. Треплев - Владимир Епифанцев - беспрестанно играет в Гамлета. Напоказ, почти цинично, на обозрение всем! Смотрите – Я – Гамлет! У Чехова – тема Гамлета серьезна и трагична. А у зрителя и впрямь холодеет кровь, поскольку этот Треплев носится по сцене с пистолетом, как террорист, целясь поочередно то в Тригорина, то в Нину, то в мать, актрису Аркадину! Ради чего Треплев носит золотую маску? Дабы закрыть лицо и скрыть свои намерения. В нем кипит бессильная ярость и месть. Треплев ищет разрушения. Он не любим! Нина увлеклась Тригориным. Кого убьет Треплев в порывах мести? И зритель поневоле начинает придумывать финал сей безумной фантазии. Вот Треплев тащит за собой тяжелый мешок… Так Гамлет убивал Полония, метя в Клавдия, а потом тащил его, точно мешок с картошкой. Намек на то, что в мешке - писатель Тригорин. Но Треплев говорит, что в мешке - подстреленная им чайка. Пыльный мешок далек от поэтического признания. Да и Нина (Анна Ходюш) с разбегу бросающаяся в объятья опешившего Тригорина – далека от лирики. В жокейском камзоле, со стеком и в лакированных сапогах, прагматичная наездница. Что ей Гекуба? Особа прямолинейная и ограниченная. Ничего не понявшая в пьесе о Мировой душе. Она не бредит ни сценой, ни театром…О, хотя бы на мизинец этой Нине той влюбленности в театр и жажде служить ему, как хотя бы у героини оперетки Эрве!  

Треплев постоянно играет – с шарами. Шары Треплева раздражают, ему нужны новые формы, и он берет в руки грубые куски скальных пород. И складывает из них пирамиду. Но при ближайшем рассмотрении пирамида оказывается бутафорской и разваливается на части. Как и бутафорская жизнь Кости Треплева. И это - о новых формах в искусстве?..  

Единственно, ради чего стоит смотреть эту «Чайку», ради Тригорина – Сергея Маковецкого. Перед нами по-настоящему влюбленный Тригорин. Не барственный, не рыхлый, не самоупоенный. Ироничный, знающий себе цену. Размышление о писательстве у Маковецкого – это даже не чеховское, а пушкинское объяснение в любви. Любовь и писательство здесь слиты. Так приходит вдохновение и озарение, так посещает поэтическая Муза. Так душа исполняется лирическим волнением, и мысли волнуются в отваге. И творчество для этого Тригорина –не иначе, как миссия! Однако лукавство ситуации в том, что миссии нет. Тригорин у Маковецкого – рыцарь на час. Слабохарактерность его в том, что он не может жить так, как хочет. Аркадина держит его при себе на привязи. А привычка – вторая натура.

В финале Нина Заречная – подурневшая, потасканная провинциалка. Несостоявшаяся пустая актриса, брошенная Тригориным. Что-то кричит. Пытается на снегу раздеть Треплева. Пытается раздеться сама. Бьется в истерике, падает. Впроброс кричит: «Я чувствую, как растет моя душа»…«Умей нести свой крест и веруй…» Вот вопрос – растет ли душа? Если все обесценить, что останется в итоге? И Треплев, словно в отместку за ее бездарность, начинает засыпать ее снегом. Над Ниной вырастает одинокий снежный холмик. Это кульминация режиссерской галиматьи. Треплев зарывает Нину то ли в снег, то ли в пух убитых им чаек. Деловито похоронив Нину, он стреляет себе в сердце, в то время как все остальные персонажи «Чайки» играют на подмостках в свой домашний театр. 

ТРОЯ, ПАВШАЯ КАК БЛУДНИЦА

Сюжет «Илиады» – похищение и отвоевание женщины. В «Илиаде» есть поединки со смертью, обращенные в войны. Гнев героя. Плачи, погребальные игры. Хоровые плачи трагедии. Героические поединки. Подвиги и одоление смерти. Дифирамбы в честь победителя. У Шекспира нет ни Богов, ни Героев. Ни дифирамбов. Если и есть песнопения, то они пародийны. Эту пародийность, фарсовость пьесы «Троил и Крессида» тонко почувствовал Римас Туминас. В центре его постановки - Война как феномен человеческого бытия. И Лицедейство как способ существования. Лицедейство, понятое не как веселое актерство, а как продажа и разрушение нравственных принципов, человечности, подлинности.

Взятие города и взятие женщины - один сюжет. Шлем, кожаный панцирь поверх хитона, на левой руке круглый щит… Почти картонный меч. Война ведется не на поле боя. Все решают другие способы - коррупция, интриги, заговоры, оговоры.  

Символ спектакля - Таран, Стенобитное орудие, Дамоклов меч войны и смерти. Он висит над каждым. Это маятник войны, ее тупой кол, фаллос (война и эротика связаны), ложе соития и совокупления, качели, на которых раскачивают мир… Никто не слушает пророчицу Кассандру, и она застывает с обвисшим аккордеоном, ибо ни аккордов, ни согласия в мире нет… Есть Таран, Рок, неодолимая сила Войны. Перед нами сюжет трагедии, где не за что сражаться. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных. Перед нами те, в ком можно угадать наших современников, с их чопорностью и надутостью, их корыстными интересами. Герои Трои? Ахилл (Виктор Добронравов) - карлик по сравнению с его сожителем Патроклом (Сергей Епишев).Аякс (Евгений Косырев) — дураковатый толстяк в шлеме и со щитом.. Терсит (Юрий Красков) — монстр с раздутым задом, будто сошедший с полотен Босха. 

Завязка Троянской войны - похищение Елены троянцами. Для своей пьесы о Троянской войне Шекспир избирает в героини не Елену. Он выбирает Крессиду. В «Илиаде» Крессида –незаметна, она одна из сотен юных дев. Крессида и Елена – двойники. Крессида (Евгения Крегжде) – дева, легкая, порхающая, по-детски радующаяся жизни. Елена (Мария Аронова) – блудница. У Шекспира и у Туминаса - это две ипостаси одной женской сути. История Крессиды - Елены – это беспощадная правда войны. История о том, как Красота превращается в Блуд. Как Блуд становится кровью истории. Как утрачивается душа. Это История Трои, павшей, как блудница. Кульминация и финал первого акта - портрет Великой Блудницы в раме. Елена – священный алтарь троянцев, их лоно,– все жертвоприношения ей, божеству, в обмен на благополучие Трои. «Прекрасная» Елена – Аронова появится на миг, распахнув одежды и муляжно обнажив истекающие похотью телеса. Портрет – апофеоз, торжество похоти и распутства. Олицетворение Трои – падшей и развращенной. За что отдавать жизни? За что погибать? За это? Но под стенами Трои погибнут все – и ахейцы, и троянцы. 

Кто-то из зрителей, не поняв образного смысла этого великолепного режиссерского хода, из чувства протеста против поругания нравственности покинул театр. Другие ушли, не поняв смысла глубины происходящего. Но большая часть зрителей была благодарна театру и его мастерам. Это чувствовалось по благоговейной тишине зрительного зала.  

История Троила и Крессиды развернется во втором акте. Герои отправлены предаваться страсти под стол, как в песью конуру. А на столе дядюшка-сводник, Пандар (Владимир Симонов) читает трактат о достоинствах ракетных двигателей США. Дядюшка выгодно продаст Крессиду под предлогом обмена пленными. «Греки сбондили Елену…» Нет, не Елену, а Крессиду. умыкнули у Троила. Троил (Леонид Бичевин) внешне рвет страсти в клочья, но сдается изначально. Крессида поймет, как безжалостно и подло сдал ее возлюбленный, как попрал и растоптал то живое, что в ней билось. И станет мстительной, и отдастся всем старцам, поочередно, а потом Диомеду. Ибо сломлена, растоптана, уничтожена. Она, поклявшаяся Троилу в верности, стала шлюхой безумной войны.

Мощные, проникающие в глубины души звуки мирового оркестра передают огромное напряжение и скорбь, которую рождает зрелище бесчеловечной грязи мира. За рыдающими аккордами и вздохами мира, ощутима фигура Теурга, Создателя, Творца, с горечью и болью рассматривающего гибнущее человеческое сообщество…. Эта позиция театра заявлена отчетливо и определенно – и этически, и эстетически. Лик трагедии явит себя и обнажит подлинную суть лишь однажды. Когда жена Гектора, Андромаха (Марина Есипенко), на сносях, будет прощаться с Гектором перед битвой. Она почувствует себя вдовой, оплачет судьбу Гектора и Патрокла, и «женский плач смешается с пеньем муз»…Гектор- Артур Иванов готов положить жизнь в честном поединке с Ахиллом, чтобы прекратить бессмысленную войну. Он тайно зарезан по приказу Ахилла не в бою, а на кухне. Гектора разделают, как мясную тушу, подвесят на крюк, выпьют кровь, и пожрут внутренности. Рядом резаками равнодушно рубят капустные кочаны, как рубят головы, сваливая все в один казан. Эта кухня войны и грандиозная бойня. И бесславие, и ничтожность итогов. Ни богов, ни героев. Война - мусорный ветер истории. «Троил и Крессида» – европейский спектакль. По масштабности мышления, по режиссерскому видению мира и образному строю. На гастролях в Ярославле вахтанговцы явили свое искусство в разных жанрах, разных измерениях. Перед нами – далеко не прежний, но другой театр, с новым художественным руководителем, заявившим о себе крупной, серьезной работой. Спектакли вахтанговцев вызывают спорные суждения и оценки. Но мы благодарны театру, который при многих сложностях и поворотах времени, не сторонится ошибок, а пытается сохранить и развить то драгоценное, чем когда-то славилась вахтанговская сцена.

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе