Куда мчатся видеотучи

Можно ли допускать до оперы режиссеров драматического театра?

Иногда этот опыт неожиданно удачен. Например, дебют Геннадия Шапошникова, главного режиссера Иркутского драмтеатра, поставившего в столичной «Новой опере» первую премьеру сезона — «Джанни Скикки» Пуччини. Спектакль о подделке завещания умершего скряги до того забавен, что хохот зала иногда перекрывает пение. Ни перенос действия из XIII века в XXI, ни «типично итальянская», на грани фола, суета и пестрота на сцене не мешают артистам великолепно исполнять свои партии. 


Разевая рот, на потеху публике запел даже микеланджеловский Давид в натуральную величину. Энтертеймент теперь жанр номер один. Но и меломаны не пострадали, разве что — самые суровые блюстители классики. 

Видимо, именно им предназначена вторая премьера — «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Пустая сцена. Безмолвные видеотучи, видеоморе, видеочайки. Рыцари в беззвучных латах. Поистине ничто не мешает слушать певцов! Даже режиссура — ее просто нет. 

А ведь работал над спектаклем Адольф Шапиро. В драмтеатре он корифей. А в опере — тоже дебютант. И, в отличие от Шапошникова, стушевался перед певцами. Всем им дал спокойно попеть, равномерно расставив по сцене. 

Хибла Герзмава (Лючия), как всегда, была достойна восхищения и без всякого режиссера. Тем более стоит ему попенять, что в сцене безумия он вывел темпераментную певицу к краю рампы, к пропасти оркестровой ямы: это еще более немилосердно, чем выпускать на одну сцену с ней живого коня, не прибавившего спектаклю блеска. А сюжет тут и без лошадей нервный. 

Привезли в Москву и недавний продукт Мариинки — «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова в среднестатистической постановке Василия Бархатова. Современная опера — дело столь же скользкое, сколь и интригующее. Не зря на новинку сбежались композиторы «третьего направления» — Владимир Дашкевич, Эдуард Артемьев, Марк Минков.

Дирижер Валерий Гергиев хоть из чего сделает конфетку. Одно наслаждение слушать и оркестр, и певцов, к тому же отлично играющих. Только музыка а-ля Чайковский, чуть сдобренная острым ритмом, таких артистов недостойна, да и к сюжету ничего не прибавляет. Вышел почти мюзикл. 

«Карамазовы» выдвинуты на «Золотую маску» в шести номинациях — явный перебор. Как минимум четыре из них можно отдать лучшей постановке «Новой оперы» — «Лоэнгрину». Но он не выдвинут ни в одной. С вялостью и безволием экспертов у «Маски» не первый год большие проблемы (точнее — нет проблем). 

С этой крамольной мыслью, поняв, что канкана Грушеньки с Катериной Ивановной все-таки не будет, дошлая треть зала со второго действия улизнула. А простаки, ждавшие, «чем все кончится», в полутьме вряд ли разобрались, при чем тут Великий Инквизитор и черт с мандолиной. 

Наталья Зимянина

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе