КУЦЕНКИ - ШТУЧНЫЙ ТОВАР

9 июня в зале Учебного театра состоялось торжественное вручение дипломов 29 выпускникам Ярославского театрального института. Они разлетятся по городам России, но, нет сомнений, кого-то из них нам еще доведется встретить если не на сцене, то на кино- или телеэкране.
ПО СЛОЖИВШЕЙСЯ в театральных вузах традиции мастером именуют ведущего педагога, обучающего студентов актерскому мастерству. Впрочем, в этом слове заключена целая вереница смыслов, важнейшие из которых - работник, работяга, рабочая лошадка. Именно таким является Сергей Филиппович Куценко, мастер в ранге профессора. Нынешний выпуск его мастерской седьмой по счету, набор - восьмой. Куценки, так величают учеников мастера, относятся к своему наставнику с большим пиететом. В мастерской куценок царит атмосфера, характерная для большой дружной семьи, где взрослые строги и требовательны, а младшие при всем своем непокорстве стараются пореже огорчать их. В чем секрет? Ответим рефреном из популярной песенки, которую молодежь распевает по случаю Татьянина дня: «Татьяна плюс Сергей».

Они долгие годы работают вместе - Татьяна и Сергей Куценко, деля пополам успехи и горести. Студенты с огромным удовольствием наблюдают за игрой Куценко-актера, отмечая его комедийный талант. Своего рода мастер-классом для них стала роль Оргона, сыгранная Сергеем Филипповичем в спектакле «Тартюф» на волковской сцене. За нее он удостоился Гран-при третьего областного фестиваля профессиональных театров. Кстати, одновременно с учителем звания лауреата в номинации «За уверенный шаг в актерскую профессию» удостоилась выпускница его мастерской Ольга Новосад, исполнившая роль Варвары в «Грозе» Островского. Дипломный репертуар составили четыре спектакля, разные по стилю, жанру и проблематике. Все они заслужили одобрение экзаменационной комиссии под председательством маститого режиссера Владимира Петрова. Большинство куценок получили высший балл. На «Грозе» зал был полон. Рукотворная гроза над Калиновом впечатлила публику сильнее той, стихийной, что громыхала за стенами театра. Здесь в кромешной тьме мелькали светляки фонарей, перекликались тревожные голоса, бесновалась невидимая нечисть, вершились темные дела и преступления, сводила счеты с жизнью несчастная
Катерина (Ольга Гайтан). Но вопреки школьным прописям не ей, робкой и трепетной, уготована участь героини, бросающей вызов миру зла. Лучом света скорее пристало зваться смелой Варваре, роль которой темпераментно играет Ольга Новосад.

НЕ только классика привлекает начинающих актеров, но и современная драматургия. В поисках близкого им автора студенты остановили выбор на Алексее Слаповском, писателе, хорошо знающем проблемы тех, кого иронически называют офисным планктоном. Они не ограничились текстом пьесы, сами пошли в народ, посещали офисы банков и компаний, вступали в беседу или переписку через интернет с прототипами своих героев. Так родился пронзительный документальный спектакль «Кино, которого нет». Украшением дипломной афиши стала пьеса французского драматурга Жана Ануя «Оркестр». Париж. Конец Второй мировой. Кошмар и унижение оккупации переплавились в жажду наслаждений. Девушки-оркестрантки из ночного кафешантана, сияя улыбками, играют бравурные мелодии, в паузах сплетничают, обмениваются колкостями и шутками, отбивают друг у друга единственного кавалера-пианиста. На лицах маска преуспеяния, под ней гримаса боли. Выстрел самоубийцы вызывает минутное оцепенение и тут же заглушается нарочито громким звучанием оркестра. Исполнители не только озаботились судьбой своих персонажей, не только вложили душу и сердце в исповедальный монолог, предписанный автором каждому из действующих лиц, но при этом с блеском реализовали острый и стильный рисунок, предложенный балетмейстером Наталией Волохович.

А ЗАВЕРШИЛСЯ смотр дипломных работ балом в парадном зале старинного особняка, занимаемого ныне Художественным музеем. Романтическим онегинским балом пушкинских времен, который стал традицией для всех выпусков куценок. Дамы в изящных нарядах, с уложенными локонами а-ля Натали Гончарова, блистали красотой и грацией, кавалеры - галантностью и остроумием. Пары церемонно шествуют в полонезе, легко отплясывают мазурку, весело проносятся в польке, с упоением кружатся в вальсе. Звучат романсы, звенят бокалы, затеваются игры, альбомы барышень полнятся мадригалами, нарастает любовное томление. Распорядитель бала (Арман Хаиров) комментирует происходящее пушкинскими строками. Последний такой бал состоялся 19 мая, в Ночь музеев. Завершился он ровно в полночь потешным фейерверком над гладью Волги. Приглашенные гости разъехались: кто-то на извозчике, кто-то в собственном экипаже. А онегинская «тусовка», сменив бальные туалеты на рваные джинсы и короткие юбки, решила прошвырнуться по набережной. Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич, доведись ему вновь посетить земные края, при виде столь живописной и шумной компании. Сказал бы, наверное, примерно так, по-дружески фамильярно и чуть торжественно: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе