"Лебединое озеро" еще покажет всем кузькину мать

Как сегодня чувствует себя и развивается русский классический балет? 
Стоит ли нашему балету увлекаться современной хореографией? Какие балеты показывают в рамках фестиваля "Летние балетные сезоны" в Москве. 

Об этом Pravda.Ru рассказали директор "Летних балетных сезонов" Кирилл Рыбкин и худрук Марийского театра оперы и балета Константин Иванов. 

В этом году Летние балетные сезоны в Москве проходят в пятнадцатый раз. И "Правда.Ру" поинтересовалась у Кирилла Рыбкина, почему и для кого появился этот проект и в чем его суть.

"15 лет назад Летние балетные сезоны задумывались как проект для иностранных туристов, которые приезжают в столицу после окончания театрального сезона. Задумывался этот проект для того, чтобы завлечь иностранную аудиторию.

Со временем Сезоны полюбились и московским зрителям, поэтому они стали ежегодным московским событием. Сезоны занимают одно из ведущих мест в театральной жизни столицы, потому что летом сходить в Москве практически некуда. Все сезоны театральные закрываются, концертов тоже практически нет", — ответил генеральный директор Летних балетных сезонов.

И добавил: "Глядя на нас, многие театры даже стали закрывать сезоны позже: кто-то в июле, кто-то в августе. Но они нам не мешают, настолько мы полюбились москвичам, поскольку мы что-то новое и интересное придумываем каждый год, чтобы не было однообразия".

Художественный руководитель Марийского государственного театра Константин Иванов отметил: "На самом деле не случайно у нас в репертуаре появился балет "Мастер и Маргарита" на музыку Эдуарда Лазарева в постановке Май Эстер Мурдмаа, потому что мы с Май Мурдмаа дружим очень давно. И она поставила у нас достаточно много спектаклей.

У нас в театре идет триптих Карла Орфа "Триумфы", в который входит "Кармина Бурана", "Катулли Кармина" и "Триумф Афродиты", то есть, собственно говоря, единственный театр в стране и, наверное, в мире, где присутствует балет Карла Орфа "Триумфы".

И когда закончилась работа над "Триумфами", совершенно не хотелось расставаться с мастером, потому что маэстро Мурдмаа — признанный лидер балета, признанный хореограф, так скажем, вселенского масштаба. Я спросил: "Май, что мы с вами еще можем сделать, какой спектакль?" И она сказала, что у нее есть "Мастер и Маргарита". Я сразу понял, это то, что нам надо.

Она мне выслала материал спектакля 1985 года. Он был достаточно затертый и, честно говоря, постановка 1985 года достаточно сумрачная. Мало было декораций. Но меня это совершенно не остановило в решении ставить спектакль, зная, что с нашим театром очень плотно работает замечательный художник современности — театральный художник Борис Голодницкий, костромич.

Я пригласил Бориса. Он пообщался с Май, и у них сложился спектакль, который на сегодняшний день у нас присутствует в репертуаре. Он спорный. Я думаю, что когда мы говорим о "Мастере и Маргарите" и говорим о Булгакове, каждый по-своему читает это произведение.

Если зритель идя на спектакль думает, что он сейчас увидит роман в танце — это совершенно не то. "Мастер и Маргарита" — это хореографическая фантазия. Вообще, в балете реализовать драматическое произведение достаточно сложно, потому что балет — искусство очень условное, а когда мы говорим о "Мастере", таком многопластовом произведении, это совершенно другое.


"Российский балет существует не только в Большом театре"

Конечно, отсутствие некоторых персонажей в спектакле, действие немножко по-другому развивается, все это есть, и поэтому спектакль называется хореографическая фантазия. Кому-то музыка, может быть, не нравится, потому что она написана в советские времена Эдуардом Лазаревым, а сегодня там вообще компьютерная музыка.

В общем, спектакль спорный, но он хороший. Он сделан, и о нем можно рассуждать, о нем можно говорить, поэтому я очень рад, что именно в Йошкар-Оле оказался этот спектакль".

Такое по-настоящему московское произведение, как "Мастер и Маргарита", не могло обойти стороной столицу и поэтому два года назад именно здесь состоялась московская премьера балетной фантазии на тему этого булгаковского романа.

По словам Константина Иванова, "спектакль очень активно был признан театральной критикой во всех регионах, включая Москву. У нас в Йошкар-Оле проходит фестиваль "Йошкар-Ола театральная", где среди всех спектаклей — драматических, кукольных и так далее, именно балет "Мастер и Маргарита" занял Гран-при, был признан ведущими критиками нашей страны, которые присутствуют в жюри нашего фестиваля".

Рассказывая о том, как происходит подбор участников Летних балетных сезонов, его гендиректор отметил, что есть коллективы, которые участвуют в проекте уже не первый год. В частности, театр балета классической хореографии под руководством Элика Меликова участвует шестой или даже седьмой год. "Мы с ним успешно сотрудничаем, мы друг другу нравимся, поэтому, наверное, и в следующем году будем вместе, — подчеркнул Кирилл Рыбкин. — И с Константином, если друг другу понравимся в этом году, тоже будем работать".

Как художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета Константин Иванов не может пожаловаться "на отсутствие гастролей, как по миру, так и по России". Гастроли по нашей стране — это принципиальная позиция руководимого им театра.

"Мы были во многих городах, и, слава Богу, мы там всегда желанные гости, — утверждает Константин Иванов. — Однако в Москве мы впервые. Марийскому театру оперы и балета в этом году — 47 лет. В принципе балет у нас по-настоящему стал создаваться 16 лет назад, когда была создана профессиональная балетная школа, профессиональное балетное училище.

Все эти 16 лет мы находились в хорошем динамическом развитии и, честно вам скажу, я мечтал о Москве. Были различные предложения, но как-то все не складывалось. И когда — буквально три месяца назад — поступило предложение принять участие в фестивале "Летние балетные сезоны", конечно, согласились".

За 12 дней марийцы показали в Москве шесть спектаклей. Практически всю палитру. И классику, и эксперимент.

"Хочу сказать большое спасибо руководству РАМТа за его поддержку и помощь. Я хочу поблагодарить Кирилла Рыбкина и всех организаторов Летних сезонов за уникальную возможность москвичам и гостям столицы окунуться в балетное искусство, — подчеркнул худрук Марийского театра. — Чего греха таить, мы все прекрасно знаем, сколько стоят билеты в балетные театры Москвы…

Не каждый может себе позволить, да еще летом, когда, по сути, сезон идет на спад (как правило, раньше вообще театры на три месяца закрывались), а тут появляется абсолютно уникальный проект, который по-настоящему будоражит город. Я вижу очередь к окошку администратора — это дорогого стоит! Чем определяется успешность проекта? Ногами зрителей. Зрители появились, значит, проект успешный".

В нашей стране еще много интересных коллективов, которые занимают достойное место в балетной нише, но не у каждого поклонника балета есть возможность увидеть их всех. Для этого потребовалось объехать едва ли не всю Россию. Другое дело, когда их привозят в Москву.

Константин Иванов — ученик московской балетной школы. Он 15 лет протанцевал в Большом театре, где дослужился до ведущего солиста, поэтому для него, по его признанию, "главное в русском балете — это классика. Мы этому учимся. У нас это в генах. Если хотите, это наша прямая задача — беречь и развивать именно классический балет, чтобы он не стоял на месте. Балет должен развиваться, танец должен совершенствоваться, усложняться и быть очень эффектным, потому что в любом спектакле, в том же "Лебедином озере", можно создать очень эффектные сцены, которые зритель ждет.

А когда мы говорим о современном балетном театре, о современной хореографии, мы здесь очень четко должны понимать, что мы можем, а что мы не можем. Потому что не всегда русский танцовщик может по-настоящему правильно исполнить хореографию американских постановщиков, потому что изначально задача многих европейских постановщиков была ставить на непрофессиональных танцовщиков или танцовщиц.

И поэтому, когда за дело берутся профессионалы, все равно мы делаем это по-русски. Мы делаем в хорошем смысле этого слова с налетом русской души, русской балетной культуры. Для того чтобы не выбиваться из развития европейского балетного театра, мы продолжаем — и это наша принципиальная позиция в театре — раз в год ставить современную хореографию. Причем мы не просто приглашаем хореографов, а приглашаем молодых хореографов. Мы очень активно работаем с ГИТИСом".

В заключение беседы художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета пояснил стремление режиссеров-постановщиков к новизне и отходу от классики: "Нам всем нужен какой-то драйв, какое-то эмоциональное потрясение. К этому жизнь нас подвела.

Вообще, человечество к этому подводят. Допустим, когда Джильда умирает в "Риголетто" или Виолетта в "Травиате", сегодня что только не делают певицы?! Я помню, лет 15-17 назад невозможно было заставить оперную диву лечь, и их героини умирали стоя. Падали в самый последний момент.

Заставить их лечь и так пропеть всю арию, практически было невозможно. Сегодня, благодаря молодым режиссерам, благодаря развитию театра, есть такие находки, что иногда кинематограф отстает по каким-то эффектам от оперного театра".


Игорь Буккер
Автор
Игорь Буккер
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе