Люби меня нормально

Четвертый Розовфест открылся спектаклем Московского драматического театра «Сфера». В Ярославль они привезли «Затейника» по пьесе Виктора Розова в постановке Александра Коршунова.

Для труппы выезд на новую площадку всегда большой стресс и испытание – в Москве у них камерная сцена, а зрительный зал образует ту самую круглую «сферу». В театрах других городов найти такое пространство невозможно, поэтому приходится перестраивать спектакль, по-новому решать мизансцены.

Возможно, благодаря этому в спектакле появился воздух. Сценография и пластика актёров не выглядели перенесёнными с другой сцены, они использовали всю большую площадку, иногда смещая центр действия. Пьеса, персонажи, как и было задумано драматургом, раскрываются постепенно.

XmjPK0DDXDY.jpg

Актёр Александр Пацевич, существуя в роли Сергея Сорокина, сразу вызывает не самое приятное впечатление о своём герое. У него странная дикция, ломанные и дёрганные движения, которые только укрупняются после пары стопок водки. Он сам не раз говорит, что его поломало, но продолжает жить в этом состоянии – резкость в движениях для него стала обыденностью. Анатолий Смиранин, играя Валентина Селищева, работает на контрасте – опрятный, с выпрямленной спиной и связной речью, он представляется своему давнему знакомому доцентом. Резкость и нервозность появляется только после того как он узнаёт историю Сергея. Весь первый акт строится на контрасте жизни прошлой и настоящей. Зритель видит героев, вспоминающих будто не себя, а совершенно других людей. В начале разговора, когда ещё не вскрыта вся правда, актёры передают неловкость и «неудобность» встречи героев, разговоров о Галине – общей возлюбленной в прошлом, и жене Валентина в настоящем. Когда-то Галина, пытаясь, как ей казалось, спасти любимого Сергея, прогнала его от себя и вошла в семью Валентина, где свёкр, прокурор, пообещал ей счастье.

Во втором акте действие перемещается в другое время и пространство: вместо неубранного сарая мы видим красивую тёплую квартиру, где по-другому разговаривают, по-другому существуют. Слова Валентина о том, что он доцент, оказываются ложью – зритель перестаёт доверять герою, как ему давно перестала доверять и жена Галина. Здесь также будет застолье – отсылка к первому акту. В том пространстве органично выглядели столик, табуретки, водка и килька, а из столовых приборов один нож и два стакана. В квартире – чай, коробка шоколадных конфет, целый сервиз и новая скатерть для гостей. Галина (Александра Чичкова) оказалась совсем не такой, какой её описывал Валентин в первом акте. Муж называл её холодной – он не видит её настоящую. Да, Галина до последнего старается эмоционально защититься от очередной лжи Валентина, но зритель чувствует учащение пульса героини, видя метания актрисы по сцене. И Сергей Сорокин в первом акте говорил, что она – горячая, имея в виду темперамент – способность чувствовать и жертвовать. Просьба Валентина в этом контексте кажется одновременно очень простой и невозможной: «Люби меня нормально».

v00TEQ3BVAc.jpg

В спектакле, который случился на сцене Ярославского ТЮЗа, кажется любили друг друга нормально только Галина и Алексей Павлович Селищев (Александр Алексеев). Они оба принимают жертву героини. Селищеву старшему хочется удержать Галину, ведь только в ней он видит понимание. Для него Галина стала дороже и ближе собственного сына. Но он любит её, и наконец даёт право выбора. Их расставание в финале спектакля действительно кажется трагедией, и кажется, что Галина может вернуться в этот дом, не найдя счастья с Сергеем.

У каждого в этой пьесе есть свой надлом, своя боль, которую они пронесли через всю ту жизнь, что осталась за пределами сцены. Зритель и читатель видит только результат этой боли: у кого-то смирение, у кого-то – поиск решения. Пьесу «Затейник», как и в целом драматургию Розова, нужно вскрывать через глубокий анализ, и строгая школа актёрского мастерства, которая есть в «Сфере», показала, что этот материал незаслуженно забыт театром. Он открывает человеческие глубины, даёт свободу для режиссёрского решения, ощущения пьесы. Над «Затейником» можно размышлять долго, пытаясь раскрыть, понять до конца мотивы героев, оправдывать их или видеть вину. Спектакль Александра Коршунова провоцирует на размышления о глубине естественных человеческих отношений – подлинных переживаний, осознания непоправимых ошибок и потерь.

Автор
Алёна Волкова, Редактор блога Ляля Петухова, Фото Татьяна Хандурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе