Люди на земле живут трудно (РОЗОВФЕСТ 2020)

13 февраля на малой сцене Ярославского ТЮЗа в рамках Международного театрального фестиваля имени Розова состоялся показ спектакля «С вечера до полудня/ Затейник» театра-мастерской п/р Николая Скорика. Режиссёр Татьяна Розова, дочь драматурга, в прошлом актриса МХТ им.Чехова, соединила в одном замысле две одноимённые розовские пьесы.

Напряжённые и сложные отношения в семье – это, кажется, в жизни человека неизменно. Обе пьесы о вечном конфликте отцов и детей, недопонимании супругов, постоянном возвращении мыслями к прошлому. Эти темы делают пьесы Розова понятными и близкими любому поколению зрителей.

Московская квартира. Сервант, из которого то и дело достают сервиз для чаепития, старый диван, обеденный деревянный стол со скатертью, за которым собираются домашние – таково пространство дома, в котором неспешно протекает жизнь героев. Временами доносятся крики животных из зоопарка по соседству или мелодии эстрады 60-х. Размеренная, на первый взгляд, ничем не примечательная жизнь.

rozovfest004.jpg

Первое, что рушит привычный уклад, – внезапное появление в доме гостя из прошлого, сбежавшего жениха, из-за которого Нина (Нина Калинина) едва не покончила с собой. Но Лева (Василий Борисов) пришел не к ней – он ждет номер в гостинице и вынужден где-то скоротать время. Перед Ниной человек, которого она некогда безумно любила. Теперь же общается с ним спокойно, шутливо, просто, не боясь за себя, говоря открыто всю правду. И не видно в ней той жизненной драмы, произошедшей девять лет назад. Она с большой любовью и заботой застилает Леве скрипучий диван. Ким же (Алексей Северин) плюхается на этот диван, не замечая благоговения сестры перед гостем. У него свой гость из прошлого. Точнее гостья – жена, когда-то сбежавшая от него в Бразилию, теперь хочет забрать себе сына.

rozovfest005.jpg

Алла (Анастасия Кулакова) появляется в доме, как яркая вспышка. Она будто врывается из другого пространства, совершенно иного хода жизни, все внимание окружающих приковано к ней. Красный пиджак выделяются ярким контрастом на фоне блеклых жизней героев и спокойного интерьера. Так и она сама, важная и деловая женщина, выделяется среди домашних своей строгостью, лаконичностью. Рассказанная история о плавании в океане совсем из другого далекого мира, в который она теперь хочет забрать сына Альберта. Удивительно, что во время своего визита она почти не обращает внимания на сына, а как будто преследует цель перетянуть канат на свою сторону в борьбе с мужем. Заполучив сына, она покрывает Кима поцелуями, даже встает на колени – неожиданно такая удивительная чувствительность прорывается сквозь жесткость и уверенность образа.

По отношению к Алле Ким действует противоречиво. Возмущается ее «паршивыми посылками», но при этом носит кофту расцветки бразильского флага, так он наперекор своим желаниям и вопреки своему страху отпускает сына, чтобы тот мог «подняться высоко».

rozovfest001.jpg

Обитатели тихой московской квартиры в сталинской высотке, дети знаменитого писателя, Ким и Нина не выбирают, а отчего-то покорно принимают любые повороты жизни, плывут по течению. Нина отпускает неожиданно появившегося Леву, Ким – расстаётся с мыслью о поездке с сыном. Видно, что, упоминая на прощанье Кижи – город, куда собирались с папой, Альберт и сам ни на что не надеется. Он будто прощается с отцом навсегда. «За тобою вслед»… провожает Аллу и Альберта лиричный мотив.

Пьеса «Затейник», которую режиссёр присоединяет вторым актом , в ее интерпретации более динамична, сюжет о людях решительных. Они пытаются с данностью, превосходить сложности – и преуспевают в этом, ибо способны на действия, в своих поступках бесстрашны.

Эдуард (Владислав Гросул) борется за любовь. «Мое несчастье в том, что она желает мне счастья», – говорит молодой человек о матери. Он женится тайно от нее и в конце концов заручается поддержкой отца, готового отдать ему «свой метраж». Главный герой благодаря молодости и темпераменту актера получился поистине живым, энергичным и характерным.

rozovfest002.jpg

Есть в этой истории ещё один герой, способный противостоять нежеланным поворотам судьбы. Галка (Елена Манова), жена старшего брата, Валентина, бросает нелюбимого мужа и уезжает к мужчине, чувство к которому она пронесла через всю жизнь. С мужем диалог не строится, не клеится, потому пространство сцены наполняется бесконечными паузами. А вот Сергей, тот самый далёкий любимый – при одном лишь упоминании его имена Галка становится другой: нежной, увлеченной, мечтательной. Ей сразу есть, что сказать, на лице появляется загадочная улыбка. Многие годы она думала о нем. Даже в учебнике, который написала, предложения составила с его именем. И сейчас ей неважно, что Сергей работает затейником в санатории, что это какая-то несерьезная работа. Услышав неожиданные слова поддержки от свекра, она уходит на пару мгновений и появляется уже с собранным чемоданом. Ее глаза блестят в преддверии счастья – она уходит в свою новую жизнь.

Спектакль Татьяны Розовой, с одной стороны, отражает течение обыденной жизни. Но если взглянуть чуть глубже, жизнь каждого человека наполнена большой драмой – свободой выбора, с которой он не знает, что делать. Кто-то не боится и идет навстречу сложностям, а кто-то выбирает путь без сопротивления, путь без выбора. Но и про тех, и про других, можно сказать словами Аллы: люди на земле живут трудно.

Автор
Галыгина Таисия (театроведческий факультет, 2 курс)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе