«Мастерская Петра Фоменко»: 30 лет служения искусству

15 сентября состоялся сбор труппы «Мастерской Петра Фоменко». 

Я всегда утверждаю, что такие мероприятия очень много говорят о театрах. Одни уходят в официоз, другие умиляют почти семейной атмосферой, третьи устраивают настоящий праздник с шоу и песнями… Сбор у «фоменок» был крайне строгим внешне, но одним из самых человечных по своей сути. Как ни старались худрук с директором сохранять присущую ситуации серьёзность, всё равно ни скрыть своего истинного, почти родительского отношения к труппе, ни спрятать праздничное настроение они не смогли, с завидной регулярностью демонстрируя замечательное чувство юмора.


На сцене уже красовались декорации «Комедии о трагедии», которой открывался сезон этим вечером (невероятное счастье, что театральное посвящение Петру Фоменко, ещё недавно значившееся в афише отменённым «по техническим причинам», снова вернулось к зрителям), а в зале присутствовали все — артисты «Мастерской», работники цехов, административная часть и даже один персонаж спектакля, встреченный шквалом аплодисментов (просто скажу, что это был Режиссёр из постановки «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»).

Прежде всего, художественный руководитель, Евгений Борисович Каменькович, напомнил, что 27 июля 1993 года вышло постановление Правительства Москвы об организации театра «Мастерская П.Н. Фоменко». «Постановление было очень интересным, — продолжил Каменькович. — Во-первых, оно имело номер 715. А если 7, 1 и 5 сложить, получится 13 — любимое число Петра Наумовича. Потом, там почему-то было написано, что театр организовывается до 31 декабря 1997 года». Ещё немного углубившись в историю «Мастерской» (и добавив, что все эти сведения он почерпнул на сайте театра — вот что значит информативный ресурс), худрук резюмировал: «Я хочу всех категорически поздравить с открытием 30-го юбилейного сезона! Ура!»


Прошлый сезон был посвящён юбилею Петра Наумовича Фоменко — и мероприятия, приуроченные к 90-летию со дня рождения мастера, продолжатся. Так, в их рамках 16 октября состоится премьера спектакля по «Маленьким трагедиям» Пушкина (реж. Фёдор Малышев). «Мы сыграем «Маленькие трагедии, которые будут очень красиво называться. Хотя выговорить название могу я один: “Рыцарь. Моцарт. Пир”. Это будет начинаться всегда поздно — в 10 часов вечера», — Е. Каменькович.

Продолжая разговор о планах на сезон, художественный руководитель признался: «Я вначале очень завидовал всем огромным театрам, которые объявляют по 16, 18 12 премьер… А потом, когда посмотрел, что я сейчас перечислю, я понял, что нам тоже есть чем гордиться». И действительно, пусть новых названий в афише «Мастерской» анонсировано не так много, все они вызывают однозначный интерес.

В ноябре по плану должна закончиться работа над «неформатом» — музыкальным проектом по песням и дневникам Жана Бреля, над которым трудятся Юрий Титов, Николай Орловский и Юрий Буторин.

В октябре сам Каменькович начнёт репетиции спектакля «Двадцать третий» по роману Э.М. Ремарка «Чёрный обелиск». Премьера намечена на начало февраля.


В марте должен выйти спектакль по рассказам Ги де Мопассана. Режиссёр Юрий Титов осваивает пространство Зелёного зала, в котором и должны «поселиться» его герои.

Кроме того, Олег Любимов продолжает начатую в прошлом сезоне работу над «Письмовником» Михаила Шишкина.

Каменькович задумал порадовать и маленьких зрителей: «Есть небольшая «усталость» у нашей замечательной «Алисы». <Первый в репертуаре «Мастерской» детский спектакль «Алиса в Зазеркалье» с успехом идёт аж с 2010 года. — прим. автора.> И чтобы играть её чуть-чуть меньше, я предлагаю всем прочитать «Блоху» Замятина. Это было написано для 2-го МХАТа по заказу Алексея Дикого. И я давно так не смеялся». Но есть тонкость: «Такая сказка не совсем для детей, но мы соберёмся, прочтём и решим».

Замечу, что год назад в рамках празднования своего 100-летнего юбилея о замятинской «Блохе» вспомнил Российский академический Молодежный театр, презентовав крайне симпатичный спектакль на Маленькой сцене (и это было весьма уместно, ведь МХАТ 2-й располагался как раз в том здании, которое сейчас занимает РАМТ). Так что скажу с уверенностью: материал на самом деле невероятно смешной, а главное — он звучит абсолютно современно и буквально напрашивается на разнообразные режиссёрские трактовки. Мне бы очень хотелось увидеть, какой предстанет «Блоха» у «фоменок».


Ещё одну возможную работу предложил режиссёр Никита Кобелев, с которым Каменькович давно планировал сотрудничать. Худрук посоветовал всем прочитать поэму Людмилы Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник»: «Это такое пиршество женских ролей. Как это ставить, никто в мире не знает, но тем из наших, кому я успел дать эту поэму почитать, кажется, что это что-то невероятное. Если нам всем это понравится, то можно будет в июне-июле репетировать и в начале сентября выпустить».

Последний совет «почитать» касался не воплощённого на экране сценария Андрея Тарковского «Гофманиана»: «Может быть, имеет смысл посмотреть, что там есть».

И ещё одна интересная новость: в апреле режиссёр Сергей Осипьян приступит к съёмкам мини-сериала «Реплика», в котором будут заняты исключительно артисты «Мастерской Фоменко». На часть весны и лета театр превратится в съёмочную площадку — и действительно, когда имеется столь красивое и оригинальное пространство, никакие павильоны не нужны.

Завершив рассуждения о грядущем, Каменькович передал слово директору театра: «Андрюша, на каком мы свете, расскажи мне, пожалуйста!»


Андрей Михайлович Воробьёв по традиции напомнил о важных событиях и вехах прошлого сезона, а также вручил грамоты и благодарственные письма, поздравил юбиляров театра и напомнил о спектаклях, идущих не первый десяток лет (порой являющихся ровесниками самой «Мастерской» и даже родившихся раньше её). «Это важнейшие юбилеи, это самые главные вехи в жизни нашего театра. Потому что если мы с вами говорим, что не занимаемся ерундой и не делаем антрепризу, а занимаемся настоящим русским репертуарным драматическим театром, вот эти даты, это количество показов спектаклей и являются главными показателями нашей деятельности. И она как раз вписывается в историю».

Не обошлось без математики: в 29 сезоне в Москве и на гастролях «Мастерская Фоменко» показала 572 спектакля (из них 50 для детей) на зрительскую аудиторию более 97900 человек. Было организовано 52 дополнительных мероприятия.

Появилось четыре премьеры: «По ту сторону ветра», «Чающие движения воды», «Опасные связи» и уже упомянутая мной грандиозная «Комедия о трагедии». Продолжился цикл театрализованных лекций для детей и их родителей — Игорь Овчинников презентовал программу «Компьютеры, интернет… и театр!»

В новом же сезоне Воробьёв анонсировал показ в Большом зале «Мастерской» документального фильма Елены Якович «Пётр Фоменко. Тише, идёт репетиция», созданного по заказу театра. «Фильм большой, на два с половиной часа, — отметил директор. — Он создан на основе записей репетиций Петра Наумовича». Интервью для фильма дали ведущие артисты, работавшие с Фоменко, знавшие и любившие его.


Совместно с Благотворительным фондом развития театрального искусства были осуществлены съёмки видеопроекта «Однажды с Фоменко»: «Живая память о мастере тех, кому повезло быть с ним рядом, воспоминания актёров и сотрудников театра». Премьерный показ состоится также в Большом зале.

В декабре выйдет книга искусствоведа Светланы Ильиничны Овчинниковой «Продлись, продлись, очарованье, или Четверть века Мастерской Фоменко». Тогда же театр планирует выпустить третью книгу из серии «Режиссёрские тетради Петра Фоменко», посвящённую репетициям спектакля «Одна абсолютно счастливая деревня». Начата работа над четвёртой книгой, которая, ожидаемо, раскроет тайны погружения в трагедию «Борис Годунов».

А уже 23 сентября в фойе Новой сцены откроется выставка архитектора Сергея Викторовича Гнедовского, создавшего проект здания театра. Событие будет приурочено к 75-летию «главного героя».

Запланированы ещё три выставки: в декабре-январе посетители «Мастерской» увидят экспонаты из собрания коллекционера Марка Курцера, с февраля по май смогут впечатлиться портретами художника Александра Лабаса, а летом наступит очередь архитектора Александра Бродского.

24 октября «Мастерская Фоменко» отметит 100-летие режиссуры в России — совместно с ГИТИСом.


Вообще же в 30-м сезоне «Мастерская» планирует показать «не менее 150 спектаклей» — цифра столь осторожная, ибо коронавирус снова поднимает голову, и неизвестно, чего ждать от завтрашнего дня.

Чтобы и артистам, и зрителям было максимально комфортно и приятно, был осуществлён ряд работ, который продолжится и в будущем, ибо, как верно подметил директор театра, «Ремонт — это такая штука, которую невозможно закончить. Её можно только прекратить».

Итак, отремонтирована Старая сцена, изрядно обновлён служебный буфет (и пересмотрен его ассортимент). Закуплено значительное количество жёстких дисков — продолжится телевизионная съёмка спектаклей «Мастерской». В будущем планируется оборудование серверной для видеостудии. И — пожалуй, самое главное — заменено покрытие планшета Новой сцены. «Я надеюсь, что заноз в ногах у артистов, наконец-то, будет гораздо меньше», — А. Воробьёв.

В финале слово снова взял Евгений Каменькович, вызвав искренний смех в зале: «Ребятки, у нас странный театр, и все спектакли, которые играются первый раз в сезоне, мы имеем странную традицию репетировать. Ура! С открытием! Поехали!»


Здесь артисты отправились вновь погружаться в «Комедию о трагедии», и уже через несколько часов первые осенние зрители входили в двери «Мастерской Фоменко».

А я от всей души поздравляю театр со вступлением в возраст, когда молодость ещё не закончена, но опыт и мудрость позволяют выйти на некий новый, неизведанный уровень.

С началом сезона!

Автор
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе