Между ангелом и бесом. Первый русский театр сделал культуру большой политикой

Первая премьера нового театрального сезона в театре имени Ф.Г. Волкова – необычная: комедия «Предстоящее событие» не просто яркое театральное действо, но и явление политическое: впервые ее сыграли в городах ДНР Донецке и Горловке.
Фото с официальной страницы Волковского театра «ВКонтакте»


Первый русский театр стал первым профессиональным коллективом из России, который приехал с культурной миссией в самопровозглашенную республику, тем самым доказывая: настало время собирать камни и создавать единое культурное пространство на просторах когда-то единой страны.


– Мы откликнулись на приглашение приехать в Донецк и Горловку и показать там мировую премьеру нашей новой постановки. Эти договоренности – результат личных контактов. Нашу инициативу одобрила министр культуры РФ Ольга Любимова. Финансирование шло через благотворительный фонд поддержки и развития театра Ф.Г. Волкова, – рассказал художественный руководитель Волковского, режиссер премьерного спектакля Сергей Пускепалис.

Конечно, волковцы переживали – и не только потому, что поехали на территорию, где идет война – причем не гибридная (информационная, ментальная, использующая террор и провокации, как на значительной части планеты сегодня), а обычная – с обстрелами мирных кварталов, жертвами среди воинов-защитников и мирного населения.

«Пройдет ли новый спектакль проверку Донбасом»? – думали ярославцы. Прошел!

– Спектакль рождается при первой встрече со зрителями. И от того, как его встретят, во многом зависит его дальнейшая судьба. Мы волновались: примут ли этот материал – комедию – люди, не понаслышке знающие, что такое горе, лишения, унижения. Не скажут ли они, что это фальшиво, натянуто, излишне пафосно. Но нас встретили очень тепло, – отметил Сергей Пускепалис.

Начинается постановка почти как анекдот: к уставшему доктору (проктологу, кстати!) в конце рабочего дня приходит грустный посетитель.

– На что жалуетесь? – спрашивает врач пациента.

– На мир! – отвечает тот.

– А, понятно, тогда это не ко мне. Психиатр дальше по коридору, – отмахивается эскулап.

И неожиданно для себя оказывается в роли секунданта на дуэли, арбитра в жестком поединке за душу человеческую, в который испокон веку вступают небесные силы и исчадья ада.


О грядущем Апокалипсисе в XXI веке говорят так часто, что это уже стало почти что приметой времени. «Куда катится мир?» – повторяем мы, не задумываясь о том, что каждый из нас сегодня – соучастник происходящей на наших глазах трансформации бытия. И от каждого из нас зависит, настанет ли вскоре предсказанный в пророчествах конец света – или человечество сможет удержаться от фатального шага и не перейдет роковую черту. Именно об этом – новый спектакль театра имени Ф.Г. Волкова «Предстоящее событие» по пьесе современного драматурга Игоря Глинкова. На протяжении всего действия персонажи ищут ответ на вопрос: это самое событие неотвратимо – или все еще можно отыграть назад?

– Мы сами порой не осознаем, что каждый день нам приходится делать выбор между добром и злом.

Либо Ангел в нас будет побеждать, либо какие-то иные силы. Порой это касается вещей самых обыденных: какую передачу будем смотреть, какую музыку слушать, с каким человеком общаться. Зачастую мы не обращаем на это внимания, не задумываемся об этом. Но идет борьба, и нужно понимать, на чьей мы стороне. Многие ли из нас перед сном анализируют прожитый день: что они сделали сегодня хорошего, что можно бросить на чашу весов во вселенской борьбе добра и зла?

В этой пьесе о выборе говорят с самых первых минут. Персонажи занимаются тем, что препарируют каждый маленький эпизод жизни, каждый поступок и даже каждую мысль человека с точки зрения того: на какую чашу весов они лягут? Если зрители откроют для себя подлинные смыслы происходящего, задумаются о будущем – своем и своих детей, мы будем считать, что наша задача выполнена, – поделился размышлениями исполнитель одной из центральных ролей, народный артист РФ Валерий Кириллов.

Трем блестящим актерам – и постановочной группе в целом – удалось сделать анекдотически смешную, довольно брутальную, отличающуюся декорационным минимализмом пьесу по-настоящему проникновенной, трогательной, философской.

– Наверное, на это повлияли обстоятельства рождения спектакля. Именно в Донецке стало окончательно понятно, как важно сегодня говорить со зрителем о силе духа и нашей ответственности за происходящее. Донецк считается городом миллиона роз. И когда мы пришли в парк Победы, рядом с «королевой цветов» увидели бутоны, изготовленные умельцами из разорвавшихся снарядов. Нам рассказали о 21-летней девушке, на которую пролетающий квадрокоптер сбросил бомбу, оборвав еще одну жизнь. Все это оставило след в наших душах, – признался исполнитель роли грустного ангела Михаил Емельянов.

– Мы хотели вечером прогуляться по южному городу, но нам сказали: в это время в городе комендантский час. В супермаркете молодой человек, расплачиваясь за покупки, говорил по телефону о только что погибшем знакомом. В Горловке мы отдали дань памяти жертвам минометного обстрела города. Стреляли по рынку. В один день было убито 200 мирных жителей.

Разрывы накрыли бабушек, продававших помидорки со своего огорода, пришедших за продуктами вместе с детьми горожан. Увы, люди обвыкаются, приноравливаются ко всему – даже к войне, которая идет уже седьмой год, и это страшно. А еще у дончан колоссальная тяга к культуре. Билетов в театр не достать. В Донецке Центр славянской культуры, в приграничной Горловке концертный зал на 1,5 тысячи мест – в идеальном состоянии. Люди устали и больше всего на свете хотят мирной жизни, – поделился своими мыслями актер Волковского Константин Силаков.

И конечно, глубоко символично, что первым из российских профессиональных театров в ДНР, где 2021 год объявлен Годом русской культуры, приехал первый русский театр. 12 волковцев сделали свой человеческий выбор. И зрители это оценили, устроив своим кумирам овацию.

Автор
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе