Мифы о суфлерах с полным их разоблачением

Олег Ефремов запрещал суфлерам выручать его на спектакле, а Фаина Раневская отказывалась без них даже репетировать


Давным-давно, когда театры выпускали спектакли чуть не каждую неделю, актеры шагу не могли ступить на сцене без подсказки суфлеров, которые потом становились героями многочисленных актерских баек.


Под обаянием этих баек мы находимся до сих пор, представляя себе суфлеров колоритными стариками с шелковыми нарукавниками, рвущими на голове волосы в отчаянной попытке дошептаться из своей живописной будки до забывшего роль актера. С приходом режиссерского театра, удлинившего репетиционные сроки и ужесточившего профессиональные требования к актеру, необходимость в услугах суфлера как будто отпала. Плоть от плоти актерского театра, суфлеры, казалось, навсегда ушли с подмостков вместе с ним.


Некоторые мифы об этой профессии мы постараемся сейчас развеять.


Миф 1. В русском театре институт суфлеров упразднил Станиславский


Константин Сергеевич не только не упразднял должности суфлера, но даже не убирал с авансцены знаменитой суфлерской будки! Там же, на линии занавеса, она остается до сих пор. Со временем ее модернизировали, сделали съемной, оснастили электрическим освещением, но место ее расположения осталось прежним. Были суфлеры и в спектаклях великих учеников Станиславского, Вахтангова и Мейерхольда.


В те времена среди суфлеров были свои знаменитости, как, например, Иосиф Дарьяльский в Малом театре, Алексей Касаткин во МХАТе, Любовь Лазаревна Лесс в театре Маяковского и др. И до сих пор многие спектакли МХТ — если только этому не воспротивится режиссер — готовятся с привлечением к работе суфлеров, коих в театре четыре (!).


Миф 2. Суфлер — это устаревшая, вымирающая профессия, дань традиции


Отчасти этот миф поддерживался на официальном уровне. Так, советская театральная энциклопедия 1970-х годов писала: «В советском театре тщательная, серьезная работа коллектива над спектаклем по существу исключает необходимость суфлирования; за суфлером сохраняются лишь подсобные функции (во время репетиций и др.)». Между тем суфлеры по-прежнему живут и здравствуют, причем отнюдь не только в старейших московских театрах, как то: Малый театр, где все спектакли без исключения идут при участии суфлера, Большой, МХТ им. Чехова, Театр им. Маяковского, Театр им. Вахтангова. Должность суфлера имеется, например, и в таком относительно молодом театре, как «Et cetera». Но и в тех театрах, где должность суфлера не значится в штатном расписании, его функции выполняет помощник режиссера, помреж.


Отсутствие суфлерской будки на авансцене еще не является признаком отсутствия в данном театре суфлера. Нынешние суфлеры все больше дежурят, стоя в боковой кулисе, а при необходимости перебежками пробираются к другому углу сцены или передают подсказку через партнера; только в экстренных случаях — срочного ввода или плохого самочувствия — актеру цепляют наушники. Выглядят звезды сцены — например, Олег Табаков — в этих наушниках очень комично. Поэтому сегодня суфлером скорее окажется легкая на подъем девушка, без труда перебегающая из кулисы в кулису, чем ветеран сцены. Советские дети на мхатовской «Синей птице» подходили в антракте к сцене и стучали кулачками по суфлерской будке с криками: «Дядька, выходи!» А там и в советские времена сидела, как правило, молодая симпатичная женщина.


Миф 3. Артистам, склонным к импровизациям, суфлер не нужен


Современный суфлер, как его ни назови, не только подсказывает актеру текст в случае необходимости. Он следит за всеми изменениями, вносимыми в сценическую редакцию пьесы, и именно он (а не, к примеру, завлит) отвечает за культуру речи (соблюдение языковой нормы, корректное ударение и т.п.). У суфлера есть свой экземпляр текста и свои корректорские значки, которыми он фиксирует все мизансцены, переходы актера, интонацию, темп и потенциальные сбои: пауза — галочка, долгая пауза — две галочки, очень долгая пауза — три галочки; слово, которое актер склонен забывать, выделяется двумя черточками; слова, которые актер меняет местами — волнистой чертой и др. Тяжелее же всего суфлеру приходится на многословных спектаклях, особенно стихотворных, где отсебятина исключена, и на срочных вводах, когда артист в кратчайшие сроки должен освоить чужой рисунок роли.


Главные суфлерские добродетели — грамотность, четкая дикция, быстрота реакции, но также терпение, необидчивость и индивидуальный подход к артистам: кому-то нужно подсказать первые буквы, кому-то ключевое слово, а кому и подать интонацию. Бывает, что актер находится в таком эмоциональном состоянии, что до него не докричаться, и пытаться бесполезно — все равно не услышит. Хороший суфлер должен знать, кому можно подсказывать, кому нельзя: некоторым актерам суфлер просто мешает. А некоторые без него вообще не могут обойтись. Блистательная Фаина Георгиевна Раневская, мастер экспромта, бывало, отказывалась репетировать без суфлера, а вот Олег Ефремов категорически запрещал мхатовским суфлерам его выручать даже на спектаклях. И возраст тут ни при чем: старейшая актриса театра им. Вахтангова Галина Львовна Коновалова услугами суфлера не пользуется, и про Юлию Борисову в театре говорят, что она всегда все помнит, а если и забудет, сама выкрутится.


Миф 4. Суфлерами становятся несостоявшиеся артисты


О профессии суфлера не грезят в нежном возрасте, на нее не учат в театральных вузах, и заинтересованные театры сами выращивают себе кадры. Как правило, действительно из актеров, но необязательно. Так, действующий суфлер театра им. Вахтангова Елена Шалевич пришла в эту профессию из костюмеров, Ирина Варламова, суфлер Малого театра — из пресс-секретарей. А Татьяна Межина была завербована в суфлеры МХАТа из… курьеров. Наставницей ее была, между прочим, Ольга Оскаровна Бартошевич, мама известного шекспироведа.


Миф 5. Суфлер никогда не выходит на сцену


Иногда выходит. Недавний пример: Елена Шалевич репетировала роль горничной в «Бесах» Юрия Любимова; впоследствии от этой идеи отказались, но не по вине дебютантки. Татьяне Межиной приходилось выходить на сцену дважды, в первый раз — в роли суфлера во мхатовской постановке венгерского режиссера Иштвана Хорваи «Кино». Сидя на сцене с партитурой пьесы, она в любой момент легко могла подать нужную подсказку актерам, но в ощутимом присутствии суфлера актеры, как нарочно, ни разу не забыли текст. В спектакле Романа Козака «Самое главное» по пьесе Николая Евреинова в ролях помощника режиссера и суфлера некоего провинциального театра были заняты реальные помощник режиссера и суфлер тогдашнего МХАТа: режиссеру в этих персонажах важнее была достоверность, чем игра.

***


Московские суфлеры плохо представляют численность своих коллег и не могут сказать наверняка, в каких театрах суфлеры сохранились, а в каких нет. Даже актеры узнают о существовании суфлерской профессии, только приходя в театр на работу. То же, по всей видимости, можно сказать и о режиссерах, не говоря уже про зрителей: работа суфлера не афишируется в программке к спектаклю. Но даже если корпорации суфлеров и не существует, то корпоративная этика соблюдается ими на удивление неукоснительно. Ее главный принцип: «На публике никогда не раскрывать свою кухню!»


По сравнению со своими легендарными предшественниками нынешние суфлеры ушли в еще более глубокое подполье. Современные суфлеры — это особый психотип: в отличие от нормального, среднестатистического актера они категорически не любят быть в центре внимания и изо всех сил избегают публичности. Сегодня они прячутся не только от зрителей, но и от журналистов, с настороженностью встречая любые попытки подойти поближе. И баек не рассказывают: боятся испортить отношения с актерами. Так что если даже байки о суфлерах не умрут, заслуги современных суфлеров в этом точно не будет.?

Анна Шестакова

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе