Михаил Половенко: "Главное быть открытым и позволить себе чувствовать"

Актёр иммерсивного спектакля "Вернувшиеся" рассказывает о новом проекте "Безликие", любимой работе и зрительской реакции на постановки.
Фото: пресс-служба театра


В ноябре этого года иммерсивный спектакль "Безликие" отметил свой первый день рождения. Новое шоу – это приквел к пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена "Привидения", написанный американским режиссером Мией Занетти. Продюсерами выступили Мигель и Вячеслав Дусмухаметов. В октябре в преддверии своего дня рождения создатели шоу обновили спектакль: режиссеры Мигель и Мия Занетти переработали структуру пьесы так, чтобы каждый зритель увидел спектакль под новым углом и полностью проследил развитие запутанных сюжетных линий. Главное нововведение сезона — не один, а три единовременных финала шоу.

Действие "Безликих" разворачивается в Доме Соллогуба в Санкт-Петербурге прямо на Дворцовой набережной рядом с Эрмитажем. Здание занимает несколько этажей и представляет собой целый город начала прошлого века с аптекой, почтой, ателье, таверной, мясной лавкой и другими локациями. Его обитатели хранят мрачные тайны своего прошлого; они загадочны и скрытны.
 
Название шоу говорит само за себя: зрители надевают и носят в течение всего спектакля одинаковые маски. Они скрывают свое лицо. Во время действия запрещено снимать маски, сохраняющие анонимность зрителя, и нельзя разговаривать. Декорации, костюмы, реквизиты и сама атмосфера дома позволяют публике полностью погрузиться в другую реальность, попасть во времена, предшествующие действию пьесы Ибсена "Привидения".
 
О том, как складывается судьба ключевого персонажа, какие взаимоотношения у него с другими действующими лицами, мне удалось поговорить с исполнителем главной роли Освальда Алвинга, актером Михаилом Половенко. 

  
- Много ли ты знал о профессии актера до прихода в театр? Читал ли ты о театральном искусстве? Часто ли ты ходил в театр?

- Первый раз в жизни я пришел в театр в довольно раннем возрасте. Мои родители водили меня на различные постановки в Ивановский драматический театр. Но будучи ребенком, я не мог даже подумать о том, что впоследствии  выберу профессию артиста.

С профессиональной точки зрения, я много думал о театре. Институт дал мне огромную почву для размышлений, хотя до поступления я мало знал про профессию актера. Честно говоря, довольно сложно понять любую профессию, пока ею серьезно не займешься. Многие люди считают наше дело простым, но это совершенно не так. Они думают, что артист – это человек, который выучил текст и вышел "рассказывать" его на сцену. Действительно мало, кто понимает, каких усилий и трудов, сколько времени, сил, пота и крови уходит на то, чтобы выйти на эту сцену и там работать.

До поступления в институт я не читал специализированную литературу, скорее это были книги из общей школьной программы, но уже после читать о театральном искусстве пришлось больше. Это было предписано и самой программой в институте.


Фото: пресс-служба театра

 
- Cчитаешь ли ты актерскую профессию трудной или, если есть талант, то все складывается легко?

- Мне кажется, в наше время довольно сложно реализоваться в актерской профессии. Артистов, действительно, очень много. Конкуренция огромная. Непросто стало найти свою нишу, место, где ты можешь реализовать свой талант, например, театр. Мне, к счастью, в этом повезло. Я нашел свой театр.

Считаю ли я эту профессию сложной? Да. Но, если твоя профессия приносит тебе удовольствие, то нет ничего лучше. Я не считаю это работой, потому что занимаюсь любимым делом, от которого не устаешь.
 
- Расскажи немного об иммерсивном шоу "Безликие", где ты играешь главную роль? Как началась твоя работа с этим проектом?

- "Безликие" - один из самых больших иммерсивных спектаклей в стране, даже в Европе. Единственная постановка, которая может с ним конкурировать по масштабам, - это "Вернувшиеся", поставленный в Москве спектакль по пьесе драматурга Генрика Ибсена "Привидения".

"Безликие" - это абсолютно другой мир, артисты, атмосфера и энергия. Спектакль уникален тем, что зритель не просто попадает в дом, где живет семья со своими проблемами, а видит целый мистический город, населенный людьми с эмоциями, желаниями, страстью и ненавистью. Там повсюду мистика. Глядя на происходящие события, публика создает свою историю, своего героя и у нее, на мой взгляд, может поменяться отношение к происходящему и в их реальной жизни. Главное быть открытым и позволить себе чувствовать.

"Безликие" - это приквел к "Вернувшимся". Действие происходит за три дня до событий, которые разворачиваются в спектакле в Москве. Само шоу идет в Санкт-Петербурге, и его режиссерами выступили Мия Занетти и Мигель. Главный герой в обоих спектаклях – Освальд Алвинг. Как я попал в проект? Был огромный кастинг, который я прошел и был утвержден на эту роль в московском спектакле. Позже мне предложили попробовать сыграть эту роль в "Безликих", я с большим удовольствием принял это предложение и захотел пережить судьбу ключевого персонажа теперь в Санкт-Петербурге. Так, в общем, и началась моя работа в шоу.


Фото: пресс-служба театра

 
- Ты играешь одного и того же главного героя Освальда Алвинга в двух иммерсивных спектаклях "Вернувшиеся" и "Безликие". Каков твой герой в "Безликих"? Отличается ли он от персонажа в "Вернувшихся"?

Герой один, конечно, и это одна из моих задач, чтобы это был целостный персонаж. Я очень благодарен нашей команде, которая позвала меня играть в "Безликих", потому что это в значительной степени наполнило моего героя в "Вернувшихся". И я надеюсь, что мне удалось внести в своего Освальда больше ярких красок.

Если говорить об эмоциональной составляющей главного героя, то в "Безликих" Освальд больше находится в состоянии агонии. Но, несмотря на это, у него есть надежда, что все еще можно изменить. Эту агонию он старается скрыть от своего ученика, но, когда и тот узнает обо всем том, что Освальд от него утаивает, герой начинает постепенно терять всякую надежду.

У Освальда в "Вернувшихся" тоже есть эта надежда, но уже финальная. Приехав домой, он уже чувствует себя по-другому, ощущает безысходность. Все его высокомерные нападки уже исходят как бы от третьего лица, все происходит будто не с ним. Освальд надеется, что ему поможет Регина или мама, но в итоге он понимает, что никто не сможет помочь. Все выбрали свой путь, а ему судьба не оставила выбора. На мой взгляд, Освальд единственный персонаж – жертва, в этой пьесе.
 
Как у вас проходили репетиции? В каком из двух шоу тебе больше нравится играть?

В Москве у нас проходили закрытые репетиции "Вернувшихся", которые длились полгода. Там нас обучали специальной технике, для работы в иммерсивном жанре.
На "Безликих" приходилось быстро входить в процесс, это меня очень питало, вдохновляло. Каждый день было что-то новое. На премьеру второго сезона "Безликих" у меня было около 5 дней репетиций, и это мало. Но когда ты знаешь структуру, своего героя, то все получается, конечно, быстрее. Плюс, безусловно, важную роль в процессе создания любого шоу играет команда. "Безликих" создала та же команда, которая работала над "Вернувшимися", они работают точно, быстро и грамотно. И, конечно, артисты, которых они отобрали, талантливы, с ними очень приятно и легко работать.
Сравнивая два шоу, могу сказать, что "Вернувшиеся" – это семья, а не просто проект.
"Безликие" – это как младший брат. Я с большим удовольствием играю и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Каждый спектакль уникален и помогает найти, что-то новое в герое, и почувствовать в себе новые ресурсы, развивающие меня как артиста. Здесь есть, что открывать для себя, особенно если любить то, чем занимаешься. 
 
- Какие чувства ты испытываешь после спектакля?

- Уходя в гримерку после спектакля я, как и мой герой, ощущаю какую-то внутреннюю опустошенность, но одновременно, я наполнен эмоциями, полон сил и слаб, пребываю с некой надеждой и мыслями о завтрашнем дне. Именно в таком странном состоянии и находится Освальд. После всех своих метаний он собирает вещи и уезжает домой. Эти эмоции сложно описать. С одной стороны, ты счастлив, что у тебя открылось второе дыхание, а, с другой стороны, у тебя нет сил даже стоять.

Интересным образом история моего героя как будто переносится в нашу реальность. Зачастую спектакль "Безликие" в Санкт-Петербурге заканчивается примерно в 10 вечера, а в районе 12 я уезжаю в Москву, где на следующий день играю Освальда Алвинга в "Вернувшихся". Благодаря такому совпадению я начал по-другому играть роль - мой герой стал намного глубже, его дух - сильнее, а история - более полной. Звучит безумно, но это работает.


Фото: пресс-служба театра


- В какой последовательности лучше смотреть оба спектакля?

- Здесь нет догмы. Честно говоря, я всегда предупреждаю тех, кто первый раз идет на иммерсивный спектакль, чтобы они заранее не читали или не перечитывали пьесу. Здесь важно открыться. Когда ты заранее знаешь произведение, то во время спектакля начинаешь анализировать сюжет, выстраивать следственную связь. Если зритель приходит на шоу до прочтения книги, то ему ничего другого не остается, кроме как просто раскрыться – открыть свое сердце и душу для испытания чего-то нового. Мне кажется, это самое важное в этом формате. 
 
- Как ты думаешь, зрители сейчас такие же, какие были несколько лет назад? Или все-таки зал изменился?

- Это я могу судить только по проекту "Вернувшиеся". Зритель всегда разный. Как правило, люди, которые приходят сюда далеко не в первый раз, относятся ко всему с каким-то своим внутренним трепетом. И мы им за это бесконечно благодарны, потому что они начинают влюбляться в этот проект так же, как и мы. Они приходят за ощущениями, эмоциями. И мы, в свою очередь, стараемся дать их зрителю.

Редко, но бывают люди, которые сознательно пытаются разрушить шоу, нарушая правила и своими действиями. Но волей-неволей их отторгает сама атмосфера. Она не допускает хамства или какого-то некорректного поведения. В общем, в какой-то момент такие зрители сами неожиданно для себя оказываются не в доме, а в баре внизу. Это, конечно, не очень хорошо, но и неплохо. У такой публики все равно крутятся свои мысли в голове, и все они о спектакле. За ними очень интересно наблюдать. Обычно они приходят в бар со словами: "Мне ничего непонятно, не понравилось", а на следующий день они пишут письма актерам и команде: "Как же я был вчера не прав. Я не мог уснуть всю ночь. Меня всего перевернуло. Хочется еще раз к вам прийти". Такие зрители, по-своему, уникальны. У них происходит какое-то внутреннее переживание, вопреки их сознанию, и это круто. Во многом это означает, что такие проекты, как "Вернувшиеся" и "Безликие", работают в нужном направлении и затрагивают душу зрителя, они нацелены на сильный эмоциональный отклик, а не только реакцию на визуальную составляющую.

Так что, я счастливый человек. Мне повезло, что я работаю сразу в двух иммерсивных спектаклях, которые делают внутренний мир зрителя богаче и ярче.
 
- Что самое ценное для тебя в жизни?

- Здесь я, наверное, не удивлю тебя своим ответом, но для меня самое ценное – это мои любимые и родные люди. Я желаю, чтобы они были здоровы, счастливы и радовали друг друга. Моя семья – вот, что самое важное для меня.

На втором плане у меня стоит работа. Но и здесь важно сохранить себя, остаться собой, не забывать про любовь, уважение и заботу.

Автор
Екатерина Корягина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе