Миндаугас Карбаускис выпускает премьеру в Театре им. Маяковского

Спектакль по пьесе Островского ожидают с нетерпением не только потому, что это работа режиссера Миндаугаса Карбаускиса (в свои неполные сорок лет он уже трижды становился лауреатом «Золотой маски»), но, конечно, потому, что эта премьера — обещание новой жизни для Театра им. Маяковского, который Карбаускис возглавляет с нынешнего сезона. Если спектакль получится — значит, в краснокирпичном здании на Большой Никитской, где с 1922 года находился Театр революции, а с конца 1960-х три с лишним десятилетия правил Андрей Гончаров, может и вправду начаться новая эпоха.

А там Карбаускис, глядишь, и опровергнет своим примером обвинение, которое часто бросают режиссерам его поколения: ставить вы, может быть, и способны, но руководить театром, взять на себя ответственность за всю эту махину вряд ли рискнете. Ведь театр — это не только творчество, но и множество организационных проблем, хотя бы проблема существования большой труппы. Выпуская спектакль для основной сцены, рассчитанный на ведущие силы «Маяковки», Карбаускис эту последнюю задачу учитывает: есть, конечно, и более густонаселенные пьесы, но зато каждый персонаж Островского настолько колоритен, что любой из артистов, занятых в «Талантах и поклонниках», будет на виду.

Побывав на репетиции, могу сказать: шансы на успех высоки. У Карбаускиса мощный союзник — художник Сергей Бархин. Их прошлая совместная работа — «Будденброки» — прозвучала во многом благодаря сценографии: на сцене Российского молодежного театра Бархин создал лаконичный и ясный образ бюргерского дома, где долгие семейные застолья являются такой же традицией, как и воскресные походы в церковь. Для «Талантов и поклонников» Бархин тоже придумал дом — ржавый, обшарпанный, сделанный из окисленного металла; вместо одного из углов стена здесь идет полукругом, а кривые и слепенькие окошки непременно располагаются где-нибудь под потолком или почти на уровне пола. В стенах этого дома, напоминающего гигант­ский спичечный коробок, начинающая звезда провинциальной сцены Негина (в ее роли актриса МХТ им. Чехова Ирина Пегова) похожа на бабочку. Среди других персонажей, одетых в сдержанной гамме и иногда вполне по-современному, она появляется в алом платье с пышным кринолином — яркая женщина с низким грудным голосом и умными тревожными глазами. А когда Негина уезжает из городка, «четвертая стена» этого коробка начинает медленно опускаться, норовя прихлопнуть всех остальных.


Многочисленное окружение Негиной играют звезды «Маяковки», и это еще одна приманка премьеры. Интересно, каким будет богатый помещик Великатов в исполнении Михаила Филиппова, как Светлана Немоляева сыграет роль Домны Пантелевны, мамы главной героини, а Даниил Спиваковский — правдолюбца Петю, возлюбленного Негиной. Но, похоже, не случайно во всех этих трех ролях есть моменты, когда герои разговаривают с Негиной подчеркнуто внимательно, человечно. Вообще в хоре почитателей Негиной здесь различима какая-то общая вкрадчивость. В этой интонации и признание силы ее личности, и своего рода расчет. Будто бы каждый хочет захватить Негину, присвоить себе и прикидывает, как бы понадежнее это сделать. Ведь она тонкая штучка, к ней нужен особый подход. При этом представление о «подходе» у каждого свое: можно соблазнять лебедями в пруду в имении, где она — хозяйка, а можно — картинами бедной, но честной жизни.


А она никому не принадлежит. В спектакле Карбаускиса будет вовсю использован поворотный круг. (Негина, например, прощаясь с Петей, отталкивает круг ногой, чтобы Петя побыстрее уже уезжал за кулисы, то есть остался в прошлом.) И в финале она бежит по пустому поворотному кругу — легкая, смеющаяся. Кажется, действительно свободная.


Александра Машукова


Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе