На сцене Волковского театра «Вешние воды» Тургенева представили комедией

XV Международный Волковский фестиваль в самом разгаре. В среду, 24 сентября, на ярославской сцене представили свой спектакль артисты Мастерской Петра Фоменко. Спектакль «Русский человек на Rendez-vous» поставлен на основе повести Ивана Тургенева «Вешние воды».

Постановка режиссёра Юрия Буторина длится почти три часа. Название спектакля заимствовано из статьи Чернышевского, посвященного иному произведению Тургенева (повести «Ася»), что может быть известно лишь самым начитанным зрителям. Спектакль воспроизводит повесть очень подробно, однако один из персонажей, Эмилио (юный брат Джеммы), так и не появляется на сцене. Тем не менее, завязка действия происходит как раз «благодаря ему»: ведь если бы с мальчиком не случился обморок, Дмитрий Санин продолжил бы свой путь, как ни в чём не бывало, не встретившись с будущей возлюбленной. Сцена «спасения» Эмилио скрыта от глаз зрителя, но его имя в дальнейшем постоянно звучит на сцене, не неся никакой смысловой нагрузки. В финале постановки публике сообщают о судьбе мальчика: он вырос и погиб, сражаясь за свободу родины в Сицилии, однако, очевидно, не все зрители даже до конца осознали, кто это такой.

Герои тургеневских произведений, сентиментальные, ранимые и романтичные, предстали перед публикой в несколько ином виде. История ошибки Дмитрия Санина, совершенной в молодые годы, история его слабости – всё это вылилось в полную иронии комедию положений. Артисты заигрывают со зрителем, затягивая тургеневские фразы до уровня двусмысленностей, танцуют и поют на сцене. Тем временем решается судьба героя. Однако сопереживания эта судьба уже не вызывает: Дмитрий Санин выглядит легкомысленным юношей, будто бы отстраненным от всего с ним происходящего. Задержавшись во Франкфурте, он регулярно задается вопросом «Зачем я остался?», но всё-таки остается и даже решает жениться, а уехав продавать своё имение, тут же обретает новую «любовь».

Спектакль легок для восприятия, мобильные декорации подчеркивают динамику развития событий. Сюжетные коллизии не оставляют зрителю времени для раздумий и сожалений о том, что среди всей этой изящной игривости сценического действия герой теряет власть над своей жизнью. Теряет он и самого себя.

Основная часть действия – это образы памяти главного героя, который, дожив до седин, размышляет о прошлом в поисках точки отсчета своих ошибок. Налицо противоречие: Дмитрий Санин явно не рад нахлынувшим воспоминаниям, он сетует на ничтожество и суетность всего человеческого, однако «сцены памяти» исполнены юмора и стремления вызвать смех. При желании, это противоречие можно разрешить. Быть может, за смехом скрывается стыд главного героя, его стремление спрятаться от самого себя: всё, что происходит на сцене, Дмитрий Санин сопровождает комментариями, говоря о себе в третьем лице.

Герой ни на что не решился, сюжетные линии чужих жизней влекли его за собой, и наконец, он остался ни с чем – одинокий и уже пожилой человек, остановившийся перед тем же выбором, с которым пришлось столкнуться ранее. Однако теперь он собирается в Америку – встретиться с некогда любимой женщиной. Ныне ставшая банальной сюжетная линия смягчается открытым финалом повести Тургенева и иронией создателей спектакля. И эта же ирония лишает постановку глубины, меланхоличности и элегических нот оригинала. Впрочем, Мастерская Петра Фоменко представила свой взгляд на русскую классику, который, бесспорно, имеет право на существование.
Imenno.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе