На злобу дня

Мозаика реальности. Рейтинг московских постановок по современным пьесам

Что бы там ни говорили, а количество и качество спектаклей на основе новой драматургии растёт. Авторы, некогда известные только по читкам на спецфестах, теперь поставлены. Да, процесс идёт медленно. И множество превосходных пьес пока не востребовано. По разным причинам. Но движение очевидно.  

В большинстве стационарных театров современная пьеса, как отечественная, так и западная, не идёт. Там ориентир на классику или бульвар, и перебить это практически нереально, хотя попытки и делаются.

Достаточно известные авторы — такие как Василий Сигарёв — идут в РАМТ и в маленькой «Сфере». А Максим Курочкин несколько лет назад написал пьесу специально для театра Et cetera (правда, спектакль не удался, но это уже другой вопрос).

Популярный сербский драматург Биляна Срблянович идёт в театре Пушкина и до недавнего времени в «Современнике».

В МХТ им. Чехова впервые в Москве появились «Терроризм» братьев Пресняковых и «Последний день лета» братьев Дурненковых (сейчас спектакли, увы, ушли в прошлое, но они стоят того, чтобы их вспомнить), а сейчас идёт суперпопулярный Мартин Макдонах. А в театре «Апарте» поставлены пьесы Владимира Зуева и Елены Греминой.

Случаются, конечно, и казусы. Можно, например, выловить в репертуаре театра Маяковского одиозных персонажей вроде Александра Марданя или Юрия Юрченко. Подобные опусы — как пьесы, так и спектакли — ничего, кроме недоумения, не вызывают. Но погоды они, к счастью, не делают.

Основными продвиженцами новой драматургии по-прежнему являются небольшие, живущие очень активной жизнью коллективы — «Практика», «Театр doc», Центр драматургии и режиссуры Казанцева — Рощина, театр им. Йозефа Бойса. Их число увеличивается, и именно в их работах чувствуется поиск адекватных способов воплощения современных текстов.

Номинация «Лучшая мужская роль»
Анатолий Белый («Человек-подушка», МХТ им. Чехова)

Анатолий Белый — из тех актёров, что сформировались и стали известны именно благодаря спектаклям по современной драматургии.

В его бэкграунде — превосходные работы в «Откровенных поляроидных снимках» и «Терроризме» Кирилла Серебрённикова и «Пленных духах» Владимира Агеева.

Сочетая в себе черты «человека с соседней улицы» и изысканность прошлых столетий, Белый способен делать своих героев отдельными. Заметными. Необычными. Даже нездешними. С ними можно встретиться в толпе, и долго помнить взгляд, жест, слово.

Из этой серии и его Катуриан в «Человеке-подушке» всё того же Серебрённикова, человек, попавший в жуткую абсурдную переделку.

Он раздражает своих палачей и идёт к смерти благодаря своей непохожести на других. Сохраняет право на гордость и собственное «я». Актёр уверенно движется от бытовой истории к трагедии, постепенно увеличивая накал и завораживая точностью и выразительностью.

Номинация «Лучшая женская роль»
Светлана Иванова («Рыдания», театр «Практика»)

В пьесе поляка Кшиштофа Бизе три роли: мать, дочь и бабушка. Режиссёр Виктор Рыжаков отдал их одной актрисе. Создав тем самым исчерпывающий портрет современной героини, её переживаний, желаний, потребностей, взаимоотношений с людьми.

Сначала перед нами нервная растерянная озабоченная женщина средних лет, уволенная с работы и поверившая в то, что покупка нового пальто сможет изменить её жизнь.

Потом хрупкая одинокая юная девочка — она говорит взахлёб, взвинчивая себя, чтобы не чувствовать обиды на весь мир, такой несправедливый, где ради красивых джинсов нужно вступить в интим с противным типом.

И в финале — бабушка с тяжёлыми усталыми движениями, павшая жертвой собственного сострадания. Светлана Иванова, действуя исключительно голосом и пластикой, перевоплощается с завораживающей достоверностью. Очень тонкая, внимательная к действительности и близкая по накалу к настоящим трагедиям работа.

Номинация «Самый успешный спектакль»
«Жизнь удалась». Центр драматургии и режиссуры Казанцева — Рощина совместно с «Театром doc»

Белорусский драматург Павел Пряжко становится всё популярнее в Москве. Он говорит сложно о простом, пряча за междометиями и обрывками фраз мощные подтексты.

Его интересно разгадывать, соприкасаться с авторским миром, погружаться в него. К тому же пьесы Пряжко настолько гибки, что позволяют абсолютно любые трактовки, вплоть до предельно аскетичных, как в спектакле Михаила Угарова и Марата Гацалова.

Герои, у которых жизнь удалась, двое братьев и две подруги, состоят в запутанных личных отношениях — каждый в кого-то влюблён, все со всеми спят, чувства через край.

Они удивительно легко переживают самые разные события — от собственной свадьбы до измены и одиночества. Не страдают. Им хорошо.

Внутренняя рефлексия, размышления и оценивания не для них. Они просто живут и стараются делать это в своё удовольствие. У них всё есть для счастья. Только вот счастья-то и нет. И не будет никогда. Спектакль неоднократно назывался в числе самых крупных удач прошлого сезона и вошёл в число номинантов «Золотой маски»

Номинация «Самый беспощадный спектакль»
«Июль». Театр «Практика»

Главный герой «Июля», от лица которого ведётся речь, пожилой мужчина — некий русский Ганнибал Лектер, употребляющий в пищу себе подобных, бросающий вызов Богу и требующий у любимой женщины руку и сердце в самом буквальном смысле.

Жаркий, затягивающий в пучину, бесстыдно-раздевающий текст, сдвигающий время и пространство к единой точке — месяцу июлю, подаётся так, что неизбежные бытовые элементы становятся неважны.

А важно другое: сумасшествие мира как такового, где возможно абсолютно всё, где свет и тьма поменялись местами, но при этом понятия Бога, любви, жизни поразительным образом остались прежними.

Автор «Июля» Иван Вырыпаев считает, что текст должна исполнять женщина — это даёт максимальный эффект отстранения. В «Практике» «Июль» играет романтическая Полина Агуреева.

Изящная большеглазая молодая женщина в чёрном платье, как у чеховских героинь, неожиданно резко, экзальтированно бросает в зал длинные электрические фразы.

Обрывая дыхание ровно настолько, чтобы у нас перед глазами встал образ происходящего. И, не давая опомниться, вступает снова. Не по нарастающей, но по кольцу. По спирали. Где каждая остановка — соединение боли и экстаза, победы и поражения.

Номинация «Самый пронзительный спектакль»
«Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…» Театр Et cetera

Пьеса написана Михаилом Угаровым в середине девяностых. За изящной стилизацией прячется мучительное чувство кризиса среднего возраста.

Страшного периода жизни, когда время останавливается, всё прожитое кажется бессмысленным, а будущее не представляется вовсе. Когда понимаешь, что жить, как живёшь, нельзя, а что с этим делать — непонятно.

При всей своей прозрачности «Русский инвалидъ» гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Начинаясь как вполне милая традиционная история, спектакль незаметно уходит в нечто ирреальное.

У нас на глазах пространство и время будто бы расплываются, черты и линии смещаются, атмосфера наполняется новым воздухом. И становится по-настоящему страшно.

Михаил Угаров, соединяя здесь функции автора и режиссёра, говорит о вещах, знакомых каждому человеку, так неожиданно и остро, что помимо воли начинаешь с удивлением вглядываться внутрь себя: неужели и правда так? Он делает больно и не собирается врачевать эту боль. Даёт ответы на вопросы, не облегчая этим тайны.

Номинация «Путь наверх».
«Убийца». Театр doc

Первый совместный проект драматурга и сценариста Александра Молчанова и режиссёра Михаила Егорова, создававшийся последовательно — от читки на фестивале «Любимовка» до полноценного спектакля.

Пьеса Молчанова — об очень актуальной для сегодняшнего человека проблеме выбора, о том, как экстремальные обстоятельства на корню меняют и жизнь, и характер.

Режиссёр внимательно и чутко отнёсся к тексту, создав атмосферный, внятный по мысли, лёгкий и острый спектакль, где соединились смешное и серьёзное.

А молодой актёр Сергей Друзьяк отлично передаёт внутренние метания своего героя, чей путь начинается как у неудачника, а завершается победой над обстоятельствами, пусть и во многом дарованной сверху.

Способен ли человек на поступок, противоречащий его природе? Можно ли стать убийцей, не пролив ни капли крови? А поменяться под воздействием чувств? Все эти вопросы ставит спектакль, но не нарочито лобово, а в игровой изящной форме.

Номинация «Поэзия жизни»
«Павлик — мой бог». Театр им. Йозефа Бойса

Текст Нины Беленицкой, прозрачный и хрупкий и одновременно до слёз отчаянный, нашёл интересное сценическое воплощение. Постановщик спектакля, кинорежиссёр — документалист Евгений Григорьев (это его дебют в театре) соединяет мифологическое и реальное начала, тонко чувствуя переходы от лирики к мистике, от бесстрастности к волне эмоций.

Здесь соединены две истории: о девочке, которую оставил папа, и о пионере — герое Павлике Морозове, прославившемся предательством отца.

Благодаря игре времени эти двое встречаются, чтобы разобраться в себе и друг в друге. Возникнет тут и романтическое чувство, и боль одиночества, и вопросы, и ответы.

Режиссёр и драматург перенесут героев из большого города в деревню Герасимовку — родину Павлика, сведут воедино людей со сцены и экрана, с того и этого света.

Сюжет, в котором столько смерти и горечи, мог бы прозвучать очень мрачно, но он, раня и задевая, оставляет при этом чувство нежности. Даже о страшных вещах можно говорить легко, не теряя при этом смысла.

Номинация «Несоответствие текста и постановки»
«Хлам». Центр драматургии и режиссуры Казанцева — Рощина

Пьеса Михаила Дурненкова «Хлам» одна из самых мощных, появившихся за последние несколько лет. Она напоминает фильмы Гаса Ван Сента.

В ней сплетается несколько историй. Основная из которых — путь сценариста, нуждающегося в выходе его работы в свет. В процессе сочинения рождается герой: юноша никто, пытающийся доказать окружающим, что он что-то из себя представляет (не является хламом). Получив в руки пистолет, он на несколько секунд и правда ощущает себя значимым.

Режиссёр Марат Гацалов поставил «Хлам» в спокойно-реалистичной манере, без акцентов. Увы, из спектакля ушло многое, что есть в пьесе, по тексту и по смыслу. Ушла пружинная сжатость, динамика, экспрессия. Получилось нечто вязкое, безразличное. Ощущение, что режиссёру нечего сказать на основе материала.

Спектакль профессионально выстроен, интересное многомерное пространство (художник Ксения Перетрухина) освоено. Но… и всё.

Номинация «Ожидание»
«Братья Ч» Елены Греминой в Драматическом театре Станиславского

В густом потоке событий, связанных с юбилеем Чехова, очень важно обратить внимание не на очередную версию какой-нибудь из его пьес, а на проект современного автора. Позволяющий взглянуть на классика новым взглядом.

Такая работа готовится в Драматическом театре Станиславского, специально для которого драматург Елена Гремина, автор из числа основоположников новодрамовского движения, написала пьесу под рабочим названием «Братья Ч».

Поставит «Братьев» худрук театра Александр Галибин, а премьера состоится в июне.

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе