На «Золотой маске» разбирались, почему Фадеев покончил жизнь самоубийством

«Молодая гвардия»: подвиг или миф?
На проходящем в Москве фестивале «Золотая маска» показали четырехчасовой спектакль «Молодая гвардия» театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга. 
Фото: Николай Козаков


Кто-то из зрителей покинул его после первого акта. Но потом все главное только началось.

Тема героизма на нынешней «Маске» стала сквозной. Уже показали «Город-герой» Александринского театра по книге историка Владимира Пянкевича «Декорация войны: блокадный Ленинград в восприятии горожан», «Человека» БДТ им. Г.А.Товстоногова по запискам Виктора Франкла, прошедшего концлагерь. Приглашенный режиссер из Словении Томи Янежич поставил документальный спектакль, нечто вроде диспута о том, что такое свобода, опираясь на переживания тех, кто прошел Освенцим. По большей части молодым актерам — темпераментным и далеким от реалий прошлого — верилось с трудом. Никакой боли они сами не испытывали, чего же в ответ ждать от зрителя. Самым эффектным оказалось появление белого коня, привезенного из Белоруссии и успевшего сняться в паре картин, включая «28 панфиловцев». На тему холокоста в последнее время сделано как минимум два сильных фильма: «Ида» поляка Павла Павликовского и венгерский «Сын Саула» Ласло Немеша. Оба отмечены «Оскаром».

В 90-е питерский режиссер Семен Аранович снимал, но не закончил из-за внезапной смерти фильм «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Остался 40-минутный материал: девушка должна совершить подвиг, чтобы быть повешенной фашистами. По замыслу организаторов, это вызовет прилив патриотизма, люди вынут ее тело из петли и напишут песни о подвиге. Операция так и называлась — «Подвиг». Фильм готовился к 50-летию Великой Победы. Неизвестно, выпустили бы его на экраны.

«Молодая гвардия» учеников Григория Козлова поставлена в трех частях, разных до такой степени, что создается впечатление, что смотришь не один спектакль, а как минимум два в одном. Жанр определен как история мифа. Первую часть «Миф» поставил очень способный режиссер Максим Диденко, запечатлевший подвиг молодогвардейцев в пластике, как в граните, со всем пафосом, присущим сталинским парадам. И мы, зрители, вместе с авторами действа словно бы подвергаем сам факт их подвига сомнению. От этого испытываешь чувство неловкости.

Режиссер второй части — «Документ» — Дмитрий Егоров буквально спас спектакль, сделав его эмоциональным и полемичным. Он основывался на дневниках молодогвардейцев, воспоминаниях тех, кто остался в живых. Документы свидетельствуют о том, что многое оказалось за рамками романа Фадеева и официальной версии. Кто в действительности руководил антифашистской организацией «Молодая гвардия» — Олег Кошевой или Виктор Третьякевич? Выслушаны разные стороны, включая тех, кого зачислили в отдельную главу «Предатели». На экранах все время идут титры — факты словно запротоколированы. Они неоднозначны и рождают все новые вопросы. Дмитрий Егоров попытался отделить миф от реальности, разобраться в том, как все они сопряжены с трагической судьбой Александра Фадеева, написавшего роман «Молодая гвардия». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и Иван Земнухов предстают живыми людьми, не монументальными героями. В финале зачитают весь список погибших в Краснодоне, свыше 70 имен. Много среди них безвестных героев. Смерть они приняли страшную. Когда слышишь воспоминания очевидцев и родственников о том, как изуродованные тела молодогвардейцев без рук, ног, глаз, губ, черепов, извлекали из шурфа, любые насмешливые перформансы на эту тему расцениваешь как кощунство.

В конце второй части актер Максим Фомин раздал зрителям текст предсмертного письма Фадеева от 13 мая 1956 года: «Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни». Еще в первом действии зрителя пытаются вовлечь в дискуссию, но люди теперь настолько накалены, что любой разговор оборачивается оскорблениями и агрессией. Да и актер к полемике был не очень готов, а уж когда вспомнил друга, откосившего от армии, из зала выкрикнули: «Ну и друзья у вас». Эта часть первого действия оказалась почти провальной, но интересной с точки зрения состояния умов.

«Жизнь» — страшное послесловие. На экране — слайды с видами современного Донбасса, останки советской эпохи. Во время недавних обстрелов жители Краснодона укрывались в подвале, где пытали молодогвардейцев. Современным ребятам задают вопрос, что они знают о «Молодой гвардии». Многие — ничего, в лучшем случае видели фильм Сергея Герасимова 1948 года.
Автор
Светлана Хохрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе