О пользе отмены госзаказа

Театральные деятели всей страны отрепетировали диалог с властью

Закончившийся вчера форум «Театр — время перемен. Диалог с властью» показался мне чем-то средним между официальным собранием и растянувшимся на два дня сценическим представлением. К сожалению, череда выступлений театральных деятелей проходила скорее в режиме моноспектаклей — каждый увлеченно и ярко говорил о своем. Собственно, своей цели форум, похоже, не достиг: полноценный диалог театров не только с властями, но и между собой, пока что не представляется осуществимым.

Общих проблем действительно много — не зря в центр на Страстном бульваре съехались представители театров со всей страны. Но главная беда современного российского театра — вечная проблема российской интеллигенции: отсутствие единства. И хотя государство по всей России задает театрам примерно одни и те же задачки (сокращение финансирования,

переход на автономную форму работы, призыв молодых актеров в армию и т. д.), в каждом регионе эти проблемы решаются по-своему. Все зависит от того, сколько денег есть у администрации и главное — знает ли руководитель театра нужные ходы к властям.

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин подтвердил, что в стране просто нет законов, способствующих развитию театра, поэтому судьба театральных коллективов «напрямую зависит от субъективного решения того или иного начальника». Где властям интересен театр, там строятся новые здания, театры получают гранты, уезжают на гастроли. А где-то царит «полное запустение». Там, где нет законов, — господствует произвол.

Одной из старейших законодательных инициатив, относящихся не только к театрам, но и ко всей культуре в целом, считается закон о меценатстве. Когда кто-то из докладчиков форума вспомнил об этом законе, голос из зала произнес: «Ну я прямо как на двадцать лет помолодел!». Действительно, попыткам на государственном уровне дать возможность бизнесу поддерживать искусство, в том числе театры, уже не год и даже не десять. Частные лица могут спонсировать культуру, но никаких налоговых льгот или иных преференций за это они не получат.

Единственное, что хоть как-то объединяет российские театры, — борьба с финансовым блоком правительства и Министерством экономического развития. Минэкономразвития игнорирует все попытки театральной общественности обсудить перспективы формирования «человеческого капитала» в условиях рынка. На письма членов СТД к министру Набиуллиной она просто не обращает внимания, оставляя за собой право «оптимизировать» финансирование театров в одностороннем порядке.

Местные власти зачастую придерживаются той же линии: Александр Калягин зачитал ответ из администрации Ярославской области на запрос Минкультуры о грантах. «Мы получили, — ответили чиновники, — рекомендации Министерства культуры по выделению грантов для театров. Но ваши рекомендации неприемлемы, так как в бюджетном кодексе нет понятия «грант». Нет толкового взаимодействия и с чиновниками, утверждающими стандарты образования, а особенно с военными комиссариатами — чем эмоционально возмущались делегаты форума, недоумевая, когда же до чиновников дойдет, что пользы от десяти недоучившихся музыкантов или пяти балетных артистов в армии мало, а вреда от такой бесхозяйственности государству много.

Но даже когда диалог с местными властями налажен, театры получают средства и помещения, это не решает проблем. Относительное богатство региона и «нацеленность на культуру» губернатора не делает регион раем для театралов. Сейчас одним из самых благополучных в области культуры считается Пермский край. Однако режиссер Пермского театра юного зрителя Татьяна Жаркова тем не менее жаловалась: «Мне говорят: у вас культурная столица Европы. У вас все здорово, такие деньги на культуру дают. Но деньги, которые вкладываются в культуру Перми, не доходят до рядовых театров. Должен быть поддержан любой театр, — считает Жаркова, — не только авангардные театры «Театр» и «Сцена-Молот». У нашего губернатора хорошее отношение к культуре, и деньги есть. Но пусть часть этих денег достанется и местным режиссерам и актерам».

Кажется, толком не было услышано выступление драматурга Ксении Драгунской. Драгунская обобщила все предыдущие выступления фразой: «все, что мы сейчас услышали, говорит о том, что государство нас бросило, — и это очень хорошо!» Прекрасно, когда театр не рассматривается как «инструмент выработки коллективных эмоций». В самом деле, театр не получает такого количества господдержки как кино. Но и заказа на «патриотические», «социальные» и «духовно-нравственные» фильмы у театра нет. Именно в театре, относительно свободном и от идеологического заказа государства, и от слащавого языка рынка, российский гражданин, по мнению Драгунской, сможет услышать какую-то другую правду и подышать другим воздухом.

Все же основная проблема отношения театров с нынешней властью в том, что как сформулировал  худрук музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера» Юрий Александров: «Денег-то, может быть, они и дадут. Но вот за людей нас не считают».

Что такое сегодня театр? Зачем он нужен? Ответ на это вопрос как будто ясен самим театральным деятелям, но совсем не очевиден для чиновников.

И финансирование по остаточному принципу, и убогий процент бюджета — особенно в сравнении с затратами на мифические спортивные достижения — возникает прежде всего потому, что люди, стоящие у власти, уверены: театр им вообще ни для чего не нужен. Особенно обычный местный театр, где нет телевизионных звезд, где не работают московские или международные знаменитости. И пока те люди, которые управляют человеческим и всеми остальными капиталами, не поймут, что культуру нельзя игнорировать, относиться как к статистической погрешности — даже идеологическая свобода театрам не поможет.

Один из главных рефренов форума звучал так: «С властью надо работать». Именно с этой властью потому, что, как сказал директор музыкального театра Владимир Урин, «власть такова, каковы мы». Работать, отстаивая каждый процент смысла в абсурдно-обобщенных решениях, пестуя каждую каплю разумного в несогласованных внутри себя законопроектах, и, возможно, главное — объясняя не только им, но и самим себе, и не общими словами, а собственно искусством, тем, что происходит на сцене, что театр действительно важное и действительно нужное обществу и людям дело. Нашел же Марат Гельман ключ к сердцу губернатора Пермского края, объяснив, что культурный досуг и интересное времяпровождение помогут сократить отток населения и увеличат символический капитал города. Это только одна из возможных стратегий, могут быть и другие, однако сейчас из уст театральных деятелей можно услышать лишь устаревшую риторику, ничего не значащие слова о духовности и великой силе искусства. Но одряхлевшее искусство зачастую способно вызвать вовсе не искомый духовный подъем, а скорее тот самый «ментально-эстетический шок», о котором говорил один из выступающих, вспомнив свое детское впечатление о спектакле местного ТЮЗа.

Михаил Шиянов

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе