Первый акт мы уже отыграли

После статей о серьезных проблемах в Ярославском театре имени Федора Волкова, опубликованных в течение года в газете «Золотое кольцо», к нам в редакцию стали писать и звонить многие ярославцы, обеспокоенные судьбой любимого храма Мельпомены. Они возмущены тем, что происходит сегодня в театре, а деятельность его нынешнего руководства расценивают как уничтожительную по отношению к русскому искусству.

НЕ ОТСТУПАЙТЕ! Пишите и дальше! Должен же кто-то бороться за театр, иначе мы его совсем потеряем! - умоляют журналистов читатели. Вот несколько мнений, которые мы решили опубликовать на страницах нашей газеты.  

Уважаемые журналисты! В 70-х годах прошлого века я заведовала музеем театра имени Федора Волкова, затем до 1990 года была консультантом ярославской организации ВТО - СТД. Поэтому мне есть с чем сравнивать сегодняшнее состояние волковцев и отношение к театру ярославской и центральной прессы. Хочу поблагодарить вашу газету «Золотое кольцо» за внимательное, неравнодушное, профессионально умное и тактичное отношение к проблемам первого русского театра, за настойчивость в изложении его проблем и активную гражданскую позицию.

В августе 2008 года директором театра стал Борис Михайлович Мездрич, и через год после начала его работы ваша газета совершенно справедливо стала печатать материалы о его деятельности. Оказалось, что радужные обещания нового директора расходятся с делами и действительностью. Я с вашим мнением полностью согласна. Предшественники Мездрича никогда не занимались самопиаром до такой степени, как он, а режиссеры все свои таланты отдавали воспитанию труппы и рождению спектаклей. Прежние руководители театра понимали уникальность Волковского дома в истории страны, важность его традиций, репертуарной политики и кадров. Директор театра В. П. Топтыгин, великие режиссеры И. А. Ростовцев, П. П. Васильев, Ф. Е. Шишигин, В. А. Давыдов любили Волковский театр и воспринимали свою судьбу в нем как миссию на пути служения русскому искусству. Валерий Сергеев и Владимир Боголепов, для которых сегодня у Бориса Мездрича нет ни одного доброго слова (хотя он с ними вообще не был знаком), были воспитанниками ярославской театральной школы и за 10 лет своего руководства сумели сохранить все лучшие достижения первого русского, доказали верность своим учителям. А спектакли театра увидели в Париже, Берлине, Праге, Братиславе, Будапеште, Каире, Александрии, в США, Японии. И везде волковцев принимали с успехом, никто не говорил, что их творчество - это что-то постыдное, некачественное, ущербное, как это пытается теперь доказать Мездрич.

То, что сегодня происходит в театре при этом директоре, просто шокирует! У Бориса Михайловича таких достижений, как при прежнем руководстве, просто нет, не заметили зрители и значимых побед в репертуаре. Под его руководством театр гастролировал только во Владимире, где были показаны 1 - 2 спектакля, да на фестивалях в Екатеринбурге и Питере. И оглушительного успеха не случилось. В Петербурге, например, искушенная публика и театральные критики не оценили постановку «С любимыми не расставайтесь».

Удивительно теперь вы-глядит и проблема с главным режиссером театра. По документам Сергей Пускепалис руководит театром имени Волкова с сентября 2009 года. Но на самом деле, к возмущению актеров, в первом русском он месяцами не появляется, а находится в это время где-то на киносъемках, в разъездах по стране, занятый совсем не театральными проблемами. С труппой он встречается раз от раза, а задания частенько присылает по электронной почте. Причем иногда они довольно странные и никак не привязаны к текущему репертуару и репетициям. Так, Пускепалис зачем-то велел актерам перечитать рассказы Чехова и подготовить для показа отрывки. Хотя ни о каких чеховских спектаклях речи не шло.

К сожалению, ежедневная, постоянная работа с актерами, видимо, не значится в планах у главного режиссера.

Поражает также издевательское отношение руководства театра к классике. Как можно было так надругаться над бессмертной комедией Грибоедова «Горе от ума»?! Зачем испохабили ее своими авангардными заскоками, а теперь еще и кичливо, бессовестно выдвигают на национальную премию «Золотая маска»? Если калечение русской классики входит в задачу «Золотой маски», тогда понятно, почему «Горе от ума» Игоря Селина попало в число претендентов на награду. Хотя я не думаю, что все критики в жюри от этого спектакля будут в восторге. Просто новому руководству Волковского очень хочется в очередной раз доказать свою нужность и важность. А какими путями - не все ли равно...

Что касается исторической памяти, то очень жаль, что Борис Мездрич, придя к власти, оставил незамеченным даже

100-летие со дня рождения Фирса Ефимовича Шишигина. Спасибо, что десятью годами раньше 90-летие этого великого человека отпраздновали его ученики - Валерий Сергеев, Владимир Боголепов и актеры многих театров страны.

Сейчас в прессе возникает немало упреков по поводу того, что прежнее руководство театра якобы плохо занималось пожарной безопасностью. Но Борис Мездрич в Волковском уже полтора года, за это время можно было бы вникнуть в эту проблему и без всяких санкций со стороны городских властей и пожарных...

Людмила Борисовна СОКОЛОВА.

Очень переживает за нынешнее состояние ярославского храма Мельпомены Александр Сергеевич ВАСИН:

Я хочу откликнуться на статью Алексея Вавилова «А вам не стыдно такое играть». Я театрал со стажем, сам 25 лет отдал народному театру балета в клубе «Гигант». Раньше мы с женой не пропускали ни одной премьеры Волковского. А тут дети на юбилей подарили нам билеты на спектакль «Горе от ума». И я не нахожу слов, чтобы высказать все негодование, все отрицательные эмоции, накопившиеся после просмотра этой постановки. Что сделали ее авторы с великим творением Грибоедова!..

Наше поколение, родившееся в 50 - 60-х годах прошлого века, воспитывалось на русской классике. А то, что мы увидели на сцене, - плевок в души людей. Если уж не хватает ума поставить «Горе от ума», то и нечего браться за такие произведения. Зачем плодить творческих уродиков в угоду авангардной моде и пошлым вкусам некоторых деятелей культуры? Думаю, совсем незачем. 

Прочитала в вашей газете статьи о проблемах Волковского «Спасет ли Мездрич театр» и «Слава Богу, что не погорелый» и пришла в восторг от того, что у нас в Ярославле еще остались неравнодушные к родному городу и театру люди. Статьи написаны жестко, в ироничном стиле, и это хорошо. Они заставляют задуматься, чего мы лишаемся и уже лишились за 1,5 года правления нового руководства. Прежде всего я имею в виду новые постановки. Очень точно и правильно подмечено, что у такого «классного менеджера страны» билеты раздаются «по социалке», а не через кассу, то есть из денег налогоплательщиков проплачивают театру за билеты, и распространяются они на предприятиях, в основном в медицинских учреждениях. А в кассе создается видимость ажиотажа: «билетов нет».

Кроме того, правильно в статье сказано, что после первого акта «Горя от ума» народ уходил из зала. Наш театр имени Волкова существует 260 лет, до прихода сюда директором Бориса Мездрича он был академическим драматическим, а теперь горожане в шутку называют его «музычно-драматычным». Заметьте, что у артистов драматического театра, скажем прямо, с голосами певческими не слишком хорошо. Да еще сами постановки оставляют желать лучшего...

Мы, зрители, от театра ждем не только развлечений, а за полтора года его репертуар поменялся лишь в эту сторону. Мне кажется, руководство Волковского о зрителях и не думает, а занимается только собственной рекламой и повышает свою значимость.

Не дадим варягам уничтожить театр и ублажить свои меркантильные интересы! Почему, не могу я понять, дремлет антикоррупционное управление, да и ярославский губернатор, похоже, равнодушен к тому, что делается в первом русском театре. Если взять в расчет события последних лет, то директору Мездричу надо давать антипремию и нельзя его близко подпускать к храмам искусства.

Простите за сумбур, но это крик души. И думаю, многие ярославцы под этими строчками подпишутся. Как это ни печально, нас больше не тянет в любимый Волковский, не хотим мы обсуждать последние премьеры театра, который к тому же погряз в скандалах. Разве хороший театральный менеджер довел бы его до такого состояния?!

С уважением

Ольга ТАБАГАРИ.

Кстати, на последнем сборе труппы Борис Мездрич и Сергей Пускепалис опять обещали артистам золотые горы. Говорили о будущих премьерах. Особое внимание уделили фестивалю «Золотая маска», где волковцы непременно будут участвовать, а также «масочным» спектаклям, которые в апреле должны увидеть на сцене первого русского ярославские зрители, и фестивалю «Будущее театральной России». В общем, опять проекты, проекты, проекты... Вот только какой в них резон? Театр, похоже, постепенно превращается в площадку для странных творческих экспериментов, которые очень нужны прежде всего самому Борису Михайловичу. А волковцам, как мы уже писали, они не добавят ни денег, ни славы. Да и «Золотой маской» нас не удивишь - эту премию в свое время получали актеры Ярославского кукольного театра и народная артистка России, актриса театра имени Федора Волкова Наталья Терентьева.

Абсурдно звучали и слова руководства Волковского о том, что в ситуации с пожарной безопасностью в первом русском, оказывается, виноваты теперь все ярославцы. Но прежде всего областные и городские власти, Госпожнадзор, судьи и журналисты. А не Борис Мездрич, который полтора года ничего не делал для устранения нарушений. Ему, видите ли, мало посочувствовали и не поняли всех его нужд и чаяний.

- Город показал свое отношение к театру. Но мы будем бороться, - сказал Сергей Пускепалис.

Интересно, с кем или с чем?

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе