Первый улов

"Донка" Даниэля Финци-Паски и другие послания Чехову

Юбилейная неделя Антона Павловича Чехова в Москве стала прелюдией грандиозного международного театрального фестиваля, который откроется в мае. Среди высказываний великого скептика в его записных книжках есть и такое: "Праздновали юбилей скромного человека. Придрались к случаю, чтобы себя показать, похвалить друг друга. И только к концу обеда хватились: юбиляр не был приглашен, забыли". Опасения насчет "похвалить друг друга", ох, небезосновательны. Однако не будем спешить, наш обед только начался. Пока поданы лишь закуски...  

Похоже, если судить по началу, два мотива прозвучат отчетливым контрапунктом - полюбить Чехова в себе и себя в Чехове. Они заявлены в двух ярких, сделанных по заказу фестивальной дирекции спектаклях - "Тарарабумбии" Дмитрия Крымова и "Донке" швейцарского режиссера Даниэля Финци-Паски. Можно сказать, они друг с другом спорят, можно - дополняют друг друга. Очевидно одно: оба они не есть самостоятельные законченные произведения и без фестивального контекста не существуют. Цирковое представление Паски - лирическое, а местами даже сентиментальное - нежная нота открытия. В их непривычном для русского уха обращении Антон без отчества - трогательность любовного признания. Беспощадно-саркастические, остроумно-ернические инсталляции Крымова могут быть неподражаемым шествием-карнавалом закрытия. Он с легкостью играет штампами чеховских постановок и официозного почтения (перед нами проходят делегации от писателей, спортсменов, ветеранов Большого театра в пачках и норковых шапках с орденами на лацканах пиджаков и даже представители замка Эльсинор), насаждавшегося, как картошка, не столько к драматургу, сколько к мхатовскому его пониманию.

Сколько себя помню, всю вторую половину прошедшего столетия на театре шла борьба с Чеховым - поэтом усадеб, закатов и еловых аллей. За Чехова-врача, жест-кого диагноста. И в общем-то победили, вырубив аллеи, что те леса, о которых печалится Астров. "Тара-рабумбии" той печали чуть-чуть не хватает. Она звучит тревогой разве что в музыке Александра Бакши - тем самым контрапунктом. Похоже, споры идут даже между соавторами.

Донка - удочка, которой ловят рыбу на глубине. О чем Паска узнал в Таганроге, на родине писателя. Вот и забросил ее в прямом и переносном смысле. Среди изысканных номеров его спектакля, где на трапециях качаются три сестры, стыдливо пряча панталончики, и звенят звоночки, теребя спокойствие "сытого человека", есть один - истинное подношение классику. На мой вкус. Клоуны зачитывают текст, заглядывая в шпаргалки. Мол, жизнь нужно изображать не такой, какая она есть или должна быть, а такой, как видится в мечтах. И тут же на экране мы видим тени двух эквилибристов, исполняющих невозможный по сложности, дух захватывающий номер, и только через секунду замечаем, что это проекция лежащих на полу и ничем не рискующих гимнастов. Извините, волшебная сила искусства. Да так наглядно.

Паска вернул нам то, от чего мы добровольно отказались. "Мне хочется, чтобы на том свете я мог думать про эту жизнь так: то были прекрасные видения..." Видно, тоже в записных книжках вычитал, на полях которых и поставил свой спектакль.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе