Приз для Кащея Бессмертного

Подведены итоги конкурса молодых оперных режиссеров

В Москве состоялся Первый международный конкурс режиссеров оперы под названием «НАНОопера».


Певцы и хор «Геликон-оперы», включая самых известных и маститых, помогали начинающим молодым коллегам-режиссерам.

Фото: С САЙТА ТЕАТРА

Конкурсантов оценивало международное жюри, в которое входили оперные режиссеры России, Европы и Америки. Его сопредседатели – глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков и худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. В конкурсе могли принимать участие претенденты до 35 лет. Они работали в условиях минимальной сценографии, чтобы конкурсанты «сосредоточились на главном – работе с актером». Актеры – певцы и хор «Геликон-оперы», включая самых известных и маститых. И честь им и хвала, что они активно, в режиме реального времени, помогали начинающим молодым коллегам-режиссерам.

Не более чем за 20 сценических минут претендент должен изложить свое видение арии, дуэта и массовой сцены из оперы по собственному выбору. Нужно успеть расставить певцов и объяснить им актерские задачи и сделать сценический свет. (Давалось еще полчаса на предварительное знакомство с исполнителями.) Почему конкурс называется «НАНОоперой»? Потому что из малых технических условий (в основном кубы разных размеров и видеопроекции) должно родиться большое искусство. Судя по результатам, увиденным на гала-концерте, жюри сделало упор на тех претендентов, кто реально осуществил мечту организаторов и бросил основные силы не на игру аксессуарами или резкую концепцию, а на выявление актерских глубин («тайная мечта о новой классике», как сформулировал Бертман). В кулуарах конкурса многие сочли решения судей чересчур осторожными, даже консервативными.

Гран-при получил Дмитрий Белянушкин, режиссер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Первая премия досталась удивительному даже внешне (двухметровый рост, устрашающая массивность и обаятельно-добродушная улыбка) Георгию Дмитриеву из Ташкента. Автор этих строк, будь ее воля, непременно поменяла бы местами победителей. Белянушкин представил добротную постановку арии Кащеевны из оперы Римского-Корсакова «Кащей бессмертный». Зловещего вида брюнетка в «змеиной» мини-юбке (как смертоносная гадюка) по очереди «жалила» грудь членам безмолвной свиты. И капала их «кровью» в бокал с приворотным зельем. Дмитриев поразил умением создавать поэтическую атмосферу буквально из ничего в массовой сцене из той же оперы. Сцену снежной метели, насланной Кащеем (вполне цивильный с виду мужчина в костюме-тройке) на непокорную Царевну, режиссер разыграл одной лишь пластикой хора. Узкое возвышение, на котором, съежившись, сидит героиня, – как будто остров, со всех сторон омываемый разбушевавшейся стихией. Извивающиеся кисти рук лежащей на полу человеческой массы – змеи, поднимающие головы. А вырастающие, как из-под земли, фигуры с завязанными глазами концентрируют постепенное нарастание злого начала.

Лауреат третьей премии Павел Сорокин показал приличное чувство юмора в арии Параши из «Мавры» Стравинского: отвязная девица в домашних тапочках с Микки-Маусом и в инфантильных бантиках возлежит на подставке под прицельным взором видеокамеры. Она сосет громадный леденец и копается в слащаво-розовом ноутбуке, на задник сцены проецируется ее страничка «ВКонтакте» с кокетливыми призывами слать лайки, что и происходит в ураганном темпе. Прочие финалисты конкурса предлагали пляс полуголого князя Юсупова в кабаре (современная опера «Распутин»), забор из активно курящих статистов между разлученными любовниками (старинная ироническая опера «Пирам и Фисба») и типичный комический дуэт, где герои выясняют отношения с кухонным реквизитом в руках (опера Доницетти «Рита»). Конечно, о детальной проработке характеров и образов речь не идет – это требует куда больше времени, чем было у конкурсантов. Но показать возможности «внешнего действия», авторскую совокупность приемов, наконец, размах воображения, уровень смелости и количество вкуса за такой короткий срок можно.

МАЙЯ КРЫЛОВА

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе