Серебренников отформатирует Гоголя

В Театре им. Гоголя сменилась власть: вместо худрука Сергея Яшина на этот пост заступает Кирилл Серебренников, а директора Анатолия Шлаустаса сменит Алексей Малобродский.
Новым художественным руководителем московского Театра имени Гоголя стал режиссер Кирилл Серебренников. Приказ о его назначении 7 августа подписал глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. Серебренников сменил на этом посту Сергея Яшина, который возглавлял театр с 1987 года — сначала в должности главного режиссера, а затем, с 1998 года, — худрука. Одновременно в театре сменился и директор: вместо работавшего с Яшиным Анатолия Шлаустаса назначен Алексей Малобродский. И Серебренников, и Малобродский заключили контракты на три года.

Назначение Кирилла Серебренникова стало для театральной Москвы полной неожиданностью: всего за день до кадровых перемен Яшин рассказал СМИ о планах своего театра на будущий сезон, который открылся накануне. В интервью МК он, в частности, сказал: «Вот ходят по Москве слухи, что на Театр им. Гоголя нацелилась группа авантюрной молодой режиссуры, считающей, что этот театр надо порушить, «а затем»... Вон рядом с нами «Винзавод», а на «Винзаводе» всякие-разные «Платформы»... Один «Винзавод» у них уже есть, так на месте Театра им. Гоголя хотят... «Пивзавод» создать».

«С появлением в этом районе таких заметных культурных центров, как «Винзавод», Artplay, «Арма», здесь сформировалась определенная аудитория, которая требует нового формата функционирования государственного учреждения культуры», — сказал Капков, объявляя об отставке Яшина.

В департаменте культуры необходимость смены руководства театра объяснили низкой посещаемостью: за год его спектакли посмотрели всего 80 тысяч человек. «Это в два раза меньше показателей других театров с подобным размером зрительного зала», — говорится в сообщении департамента. Из-за этого доход театра был сравним с доходом небольших 100-местных театров (зал Театра Гоголя вмещает 700 человек) и в 2011 году составил 18 млн рублей.

«Театр создан для людей, и если люди перестают туда ходить, то необходимо принимать меры», — заключил Капков.

Кроме того, в департаменте отметили, что за весь прошлый год в театре была создана всего одна новая постановка.

«Театр имени Гоголя давно не приносил художественных событий, сместившись на периферию театральной карты Москвы, — рассказал «Газете.Ru» театральный критик, доцент ГИТИСа Павел Руднев. — Здесь крайне редко ставили спектакли молодые режиссеры, крайне редко театр шел на эстетический эксперимент, обладая при этом двумя сценами. О театре мало писали».

Он отметил, что бывшее руководство театра жаловалось на географическое положение театра, ссылаясь на близость к Курскому вокзалу и весьма и весьма неприглядную дорогу к театру.

«Но вот возникают возле Курского вокзала культурные центры — «Винзавод» и Artplay, и все их проекты стали пользоваться бешеным успехом. Публика готова идти через любые «бомжатники», если в перспективе увидит нечто ее интересующее», — сказал Руднев. Он напомнил, что у Яшина и его театра были и удачи — спектакли «История солдата», «Записная книжка Тригорина», «Петербург», «МарЛени», «Черное молоко».

«Но было это в далеком прошлом.


Лет десять назад это был крепкий традиционный театр, где иногда, но все-таки случались удачи московского масштаба», — сказал Руднев.

Несколько месяцев Театр им. Гоголя будет работать по тем планам, что озвучил в понедельник, 6 августа, Сергей Яшин. За это время Серебренников и Малобродский должны провести творческий и хозяйственный аудит, после чего представят в департамент концепцию развития театра. После утверждения этой концепции и начнется «процесс переформатирования учреждения».

«Руководство московского департамента культуры предложило мне интересную идею: придумать, как переформатировать давно существующий проблемный театр... Можно попытаться сделать новое «место силы», но главное — это будет совсем иная структура, чем привычный репертуарный театр», — приводятся слова Серебренникова в сообщении департамента.

«Решение департамента во всех отношениях правильное, — прокомментировал Руднев, оговорившись, что ему не вполне пришлась по душе та скорость, с которой Яшин был отправлен в отставку. — В России уже несколько лет работает новое поколение крепкой, сильной, влиятельной и результативной режиссуры, у которого фактически отсутствует возможность делать свой собственный театр. Единственная альтернатива — уезжать в провинцию, где вакансий на посты худруков гораздо больше, где есть нехватка творческих кадров».

«Не думайте, что это было так уж легко — уговорить Кирилла Семеновича возглавить этот театр», — сказал Капков журналистам, представляя нового худрука. По словам источника «Газеты.Ru» в городском культурном ведомстве, Серебренникова на этом посту министр видел уже давно.

«Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную несправедливость, когда режиссер с мировым именем не имеет собственного театра в Москве», — отметил глава департамента.

Кирилл Серебренников
Дебютировал в Москве как режиссер «новой драмы» — свой первый спектакль он поставил по пьесе «Пластилин» Василия Сигарева в 2001 году в Центре режиссуры и драматургии Казанцева...


Таковым, надо сказать, поначалу считалась упомянутая Яшиным «Платформа» на «Винзаводе», однако там режиссер в месте с кураторами по направлениям «современный танец», «музыка», «медиа» реализовывал в основном стыковые, междужанровые и мультимедийные проекты. Именно там режиссер показал свой спектакль «Отморозки» (по книге «Санькя» Захара Прилепина), поставленный вместе со студентами «7-й студии» — небольшого театра, образованного на базе курса Серебренникова в Школе-студии МХТ. Спектакль в минувшем сезоне получил «Золотую маску» и стал первой за десятилетие работой учебного театра, получившей «взрослую» награду.

На данный момент неизвестно, будет ли новый худрук менять труппу, вводя туда своих воспитанников.

«Вообще, сейчас главный вопрос в том, сможет ли Кирилл Серебренников договориться с труппой, — замечает Руднев. — Он только что выпустил свой собственный курс в Школе-студии МХАТ, но в Театре имени Гоголя есть прекрасные артисты, и их немало, как и в любом театре мира».

«Думаю, что сейчас нужно всем сосредоточиться, не тратиться на конфликты и начать работать. Артисту доказать свою состоятельность можно только на сцене, а не на баррикадах», — заключил Руднев.

 http://www.gazeta.ru/culture/2012/08/07/a_4715441.shtml

P.S. С согласия Павла Руднева, мы приводим фрагмент его комментария, не вошедший в текст статьи (-Ред." Культурная эволюция")
"К радикальным, резким решениям Департамента по культуре г. Москвы вроде как все привыкли. Думаю, что внезапность и стремительность перемещений связаны, прежде всего, со страхом последствий и негативного шлейфа в виде открытых писем, бунтов труппы и проч. Словно бы, разорванный в секунду контракт и тут же, на коленке подписанный новый спасает от альтернативного мышления. Атмосферой секретности чужой роток вряд ли заткнешь. И в этом смысле пугает, прежде всего, вот что: то, что в поспешности таких решений новый председатель Департамента по культуре Сергей Капков наследует повадкам старого. У предыдущего главы Сергея Худякова были точно такие же стремительные жесты, когда уволенные худруки узнавали о решении властей буквально из газет. Это, конечно, невозможно ни понять, ни принять.
Парадокс заключается в том, что буквально вчера Яшин в интервью РИА «Новости» и «МК» давала обширные интервью с планами на сезон, где, в частности, он отвергал слухи о своем увольнении. То есть о решении Департамента театр узнал вчера-сегодня, за пару дней или даже за день до прекращения контракта. А может и за несколько часов. По-человечески Сергея Яшина на самом деле жалко – его можно было хотя бы подготовить.
http://pavelrudnev.livejournal.com/1332873.html#t12800905



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе