Сергей Соловьев: «Пока есть Сергей Шнуров и Юрий Башмет, не все так безнадежно»

После премьеры спектакля «Гамлет», поставленного студентом ВГИКа Егором Барановым, его преподаватель, кинорежиссер Сергей Соловьев поговорил с корреспондентом GZT.RU. Он рассказал, почему молодым кинорежиссерам полезно ставить театральные спектакли, что общего между «Гамлетом» Егора Баранова и одноименным фильмом Григория Козинцева и какова прокатная судьба его картины «Анна Каренина».

Егор Баранов не стал нагружать своего «Гамлета» дополнительным смыслом, как это делает большинство режиссеров, а добросовестно пересказал детективный сюжет, лишь перенеся его в наши дни. Обитателей Эльсинора, превратившегося в большую коммуналку, Баранов сделал бандитами. Пространство подвального театра А.Р.Т.О., где 20 февраля состоялась премьера, идеально вписалось в режиссерский замысел. Так мог бы снять «Гамлета» Квентин Тарантино. Клавдий задушил пьяного брата, чтобы стать паханом (символы королевской власти — галстук да длинная меховая шуба) и взять в жены невестку Гертруду. Труп убийца бросает в металлическую тележку из супермаркета. Сверху на труп кинут маленький телевизор, и голос Призрака будет кричать с экрана. А рука, высунувшаяся из тележки, схватит Гамлета за горло. Этому Гамлету не до философских рассуждений. Главное — уцелеть во время разборок и отомстить за отца.

Заметно, что режиссер поставил историю о том, что он очень хорошо знает: герои выглядят живыми людьми с естественными реакциями. У Баранова врожденное чувство ритма, он умеет придумывать интересные мизансцены практически в пустом пространстве. Режиссер собирается со временем экранизировать своего «Гамлета». Хотелось бы, чтобы это случилось лет через десять, когда он повнимательнее прочтет Шекспира и поймет, что эта история не ограничивается детективным сюжетом и эльсинорскими разборками.

Сергей Александрович, будущие кинорежиссеры, ученики вашей мастерской во ВГИКе, часто ставят театральные спектакли?

Это наша обычная практика. Любому кинорежиссеру необходимо освоить большую форму, поработать в ней. У нее свои законы и иное пространство для изложения мысли. Но снять полнометражный фильм студенту практически невозможно. Максимум, что он может сделать,— это короткометражка, идущая не больше 10 минут. Спектакль в театре помогает освоить большую форму и научиться с ее помощью воплощать большое содержание. Мне кажется, что молодой режиссер рано или поздно должен взяться за «Гамлета» и рассказать с его помощью о герое нашего времени. У Егора Баранова получился стремительный, динамичный спектакль, который не скучно смотреть. Я понимаю, то, что он увидел в «Гамлете»,— параллели с нашим временем.

Но не слишком ли это просто — поставить пьесу Шекспира о разборках в коммуналке?

Любой режиссер ставит «Гамлета» о людях своей эпохи. Спектакль Баранова настолько же современен, насколько современен был фильм «Гамлет» Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Козинцев тоже прочитал «Гамлета» как историю о собственной эпохе и живущих в ней людях. Просто он считал хорошим и правильным тоном досконально изучить историографию, все исторические источники и одеть героев фильма в исторические костюмы. Но Смоктуновский, как и Олег Лабозин, сыгравший Гамлета у Баранова, сыграли то, что приходит в голову человеку при чтении шекспировского текста. Просто Баранов прочитал его сейчас, а Козинцев — в 60-х годах прошлого века.
Кстати, Смоктуновский после роли Гамлета стал самым популярным актером эпохи. А у фильма «Гамлет» был совершенно невиданный кассовый успех. Все смотрели эту картину. Казалось бы, что общего между жизнью в Советском Союзе и шекспировской трагедией? Но это была история о том времени.

Но Смоктуновский играл интеллигента, который живет в тоталитарном обществе.

Общество в наше время изменилось, вот и герой стал другим. Козинцев снимал фильм о тоталитаризме, Баранов поставил историю наших дней: бандитское устроение жизни и связанные с ним разборки в человеческом социуме. По-моему, очень правильная и исчерпывающая форма.

Одни педагоги, обучая режиссеров, считают, что главное — научить их азам профессии, дать какие-то технические навыки. Другие — что нужно воспитывать ученика как личность, а технологии он научится сам. Как поступаете вы?

По-моему, нет никаких универсальных технологий — значит, их бессмысленно преподавать. У каждого режиссера, как и у каждого художника, своя техника, которая соответствует его художественной личности. У Врубеля — одна школа, у Натальи Гончаровой — совсем другая. При этом все владеют профессиональной техникой.

Вы занимаетесь со своими учениками, показываете их работы на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Вам не обидно, что многие из них после окончания ВГИКа идут снимать сериалы?

Жалко, конечно, но вы же видите, какое сейчас время.

После вашего фильма «2-АССА-2» возникает ощущение, что культуры больше нет, она закончилась.

Культура не может закончиться, потому что она закончится только вместе с концом света. Конечно, время сейчас жесточайшее по своей глупости, цинизму и невежеству. Я бы так сказал: остались глупость, цинизм и невежество, больше ничего.

Значит, все безнадежно? Или культуру как-то можно спасти?

О какой безнадежности можно говорить, пока есть Сергей Шнуров и Юрий Башмет? Пока они живы, не все так безнадежно. Но я думаю, что сейчас не стоит вмешиваться в какие-то глобальные преобразования чего-то во что-то. Нужно стараться сохранить российскую культуру в каких-то отдельных очагах.

Вы бы могли сравнить Сергея Шнурова с Виктором Цоем?

Зачем их сравнивать? Разве можно меня сравнить с Тарковским? Он — это он, а я — это я.

Интересно, почему единственная книга, которую вы показываете в «2-АССЕ-2»,— это «Анна Каренина»?

А почему Набоков считал «Анну Каренину» лучшим романом мировой литературы? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Может быть, и отвечу, когда посмотрю ваш фильм «Анна Каренина». Почему его не показывают в Москве?

Потому что жизнь у нас такая. «Анну Каренину» показывают в Лондоне, Париже, Риме, Тель-Авиве — везде, но только не в России.

А что говорят прокатчики? Они отказываются ее показать?

Они не отказываются. Наоборот, все говорят: «Надо думать, как хорошо ее выпустить». И никак не выпускают.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе