Шекспиру и не снилось. И Гоголю тоже

Прогнозы на сезон: в московских театрах грядут бури
В представлении «Гоголь. Вечера» сюжеты повестей Гоголя соединены с обрядовой и классической музыкой. Спектакли студии SounDrama Владимира Панкова, считает Кирилл Серебренников, смогут привлечь молодежь в непопулярный театр за Курским вокзалом
Фото: © wingwave.ru


В театре так долго не происходило никаких перемен, что наступило резкое обострение. В прошлом сезоне театральную Москву потрясли скандалы на Таганке, в Театре им. Маяковского, в Театре им. Станиславского. На прошлой неделе художественным руководителем в Театр им. Гоголя вместо Сергея Яшина назначен Кирилл Серебренников — опять скандал. На днях стало известно еще об одном увольнении — Сергея Лысенко, директора «Новой оперы». Тут же поползли разговоры о грядущем назначении туда главным режиссером Василия Бархатова. В департаменте культуры Москвы это опровергли, но слухи множатся, и уже обсуждается вероятное назначение в Театр на Таганке Константина Богомолова.



Департамент культуры снова опровергает — никаких решений тут принято быть не может без согласия театра, сегодня возглавляемого Валерием Золотухиным, и без консультаций с Юрием Любимовым. Но как ни пытаются работники департамента смягчить ситуацию, все, кого это касается, понимают главное: перед многими долгожителями на постах художественных руководителей и директоров театров нависла реальная угроза. Обозреватель «МН» Алена Солнцева, отрешившись от эмоций и не комментируя слухов, обрисовывает контуры реальной проблемы, стоящей сегодня перед театральным миром.
Театр-дом и труппа-семья

В Москве 88 театров только городского подчинения. Есть еще федеральные — Большой, Малый, МХТ… У каждого театра есть здание. Здание надо содержать — обогревать, ремонтировать. Все это делается на бюджетные деньги. Но здание — важная часть концепции русского репертуарного театра, который в недавно принятом Госдумой документе объявлен национальной ценностью. Театр — дом, твердят все с дедовских времен. Театр — дом, а труппа в нем — семья. А у семьи есть глава — художественный руководитель. Эта схема работает со времен Художественного театра и его студий, она неизменна, даже если театральными родителями работают не Станиславский и Немирович, не Мейерхольд, не Ефремов и не Любимов. Впрочем, Юрий Петрович Любимов, в прошлом сезоне покинувший созданный им театр из-за конфликта с артистами, казалось бы, тут не пример. Но только на первый взгляд. Театральные драмы — как разводы, так и мучительно длящиеся союзы — возможны именно потому, что в сознании театрального люда нет большей ценности, чем репертуарный театр.

Прообразами нынешнего репертуарного театра являются с одной стороны русский императорский театр, который существовал за счет казны, с другой — Московский Художественный театр, который был товариществом на паях, но на самом деле жил по большей части на деньги меценатов. Антрепризные театры, которых в дореволюционной России было большинство, существовали совсем по другой схеме — они создавались на время, зависели от вкусов публики и закрывались, как только прекращались заработки.

В 1922 году большевики приняли было решение закрыть Большой и Мариинский театры как слишком дорого обходящиеся государству рабочих и крестьян. Однако тогда бывшие императорские театры отстояли, а к тридцатым годам формула «театр–дом», который должно содержать государство, была столь же привычной, как лозунги Октябрьской революции. «Дом» следует понимать как в идеальном смысле — семья, содружество, духовная общность, так и в самом буквальном — здание, отданное коллективу в долгосрочное пользование.

Один из духовных отцов самого понятия «репертуарный театр» Владимир Иванович Немирович-Данченко утверждал, что срок жизни самого лучшего театрального коллектива — около пятнадцати лет. После этого срока надо все менять, но, как правило, не получается. Если существование театра зависит не от количества зрителей и выпускаемых спектаклей, а обеспечивается бюджетными вливаниями, то кто решится, например, уволить артистов, проработавших в этом театре несколько десятков лет. Находятся такие люди, которые возражают: ведь увольняют же на пенсию работников из других организаций. Но, сами подумайте, разве это одно и то же — уволить из организации и выгнать из дома?

Проблемы московских театров в основном связаны с системой репертуарного театра, не менявшейся с советского времени. Тут не произошло никаких изменений — театры сегодня работают точно так же, как и в СССР.
Любовь по контракту

Вернее, работали, потому что с января 2011 года их обязали в соответствии с общими правилами о госучреждениях выбрать между бюджетной и автономной формой. Впрочем, не слишком понятно, к чему это еще приведет. Существенной реформой был бы перевод работников театра на контрактную систему. Как сказал Владимир Путин еще в бытность премьером, «решение принято, вопрос, в какие сроки это будет сделано». Пока же контракт заключает только руководитель театра, худрук и (или) директор, и то до последнего времени договоры были бессрочные. С труппой и другими работниками срочные контракты заключают в очень небольшом количестве театров.

В принятой в 2011 году «Концепции развития театрального дела» нет пункта про обязательную контрактную систему для труппы. Договорились только о ежегодной аттестации, что, по мнению специалистов, вряд ли существенно поможет. Отсутствие контракта делает труппы разросшимися и неэффективными. Уволить актера очень сложно, что бы по этому поводу ни считали сами актеры.

Вот что говорит директор Театра им. Ермоловой Марк Гурвич: «В репертуарных театрах множество пожилых артистов, которые не играют спектакли, но и увольнять их нельзя. Они могут подать в суд и дело выиграют, поскольку их занятость в театре зависит исключительно от администрации театра. В суде сработает классический прием: дескать, я готов играть в спектаклях, но режиссеры меня не занимают. То есть юридически они будут правы».

Самому Марку Гурвичу придется уже в сентябре разруливать конфликты, которые неминуемо начнутся, стоит только недавно назначенному худруку Театра им. Ермоловой Олегу Меньшикову объявить о своих планах и соответственно о переменах в труппе.

Совсем свежий худрук Театра им. Гоголя Кирилл Серебренников только заикнулся о грядущих реформах — и вот уже часть труппы выступает с письмом, где в первую очередь взывает о сохранении традиций и, конечно же, в первую очередь о сохранении репертуарного театра.
Увеличить число театралов на треть

Департамент культуры Москвы намерен все же вести решительную кампанию по изменению положения в театрах.

Руководитель департамента культуры Сергей Капков старается выработать критерии, по которым будет оценена деятельность театров. Их может быть несколько. Успех у публики, конечно, великая вещь, но какими средствами он достигается, тоже немаловажно. Успех у критики — это тоже серьезно. Фестивали, премии… Конечно, все это тонкие материи, но в театре, как ни странно, на самом деле все знают, кто чего стоит. Дутых репутаций тут почти нет.

Чиновники могут обманываться, только если сами этого хотят. Как произошло в петербургском департаменте культуры, когда едва ли не весь бюджет был передан одному театру — именно тому, который посетил Владимир Путин. Но все же это скорее исключение.

История с Кириллом Серебренниковым, которого назначили худруком в Театр Гоголя с внезапностью дворцового переворота, что вызвало множество конспирологических версий, на самом деле имеет простое объяснение. То, что Театр Гоголя давно является нарицательным именем для плохого театра, — увы, общее место. Сергей Яшин, работавший в этом театре не одно десятилетие, конечно, мог надеяться, что реформы его не коснутся, но реально был одним из главных кандидатов на вылет.

С другой стороны, раз дела театра так запущены, раз у него совсем нет своей публики, вдохнуть в него жизнь можно только очень радикальным способом. И в этом смысле Кирилл Серебренников вариант вполне подходящий — его спектакли всегда заставляют о себе говорить, как к ним ни относись. К тому же неудобное для обычной публики расположение театра в его случае скорее плюс: «Курская» и окрестности — знакомое место для молодых и продвинутых зрителей, тех, кто привык посещать центр современного искусства «Винзавод», где в последний год как раз и развивалась экспериментальная театральная деятельность Серебренникова с его «Платформой».

Беда в том, что когда перемены долго не происходят, от них отвыкают и любые, даже самые естественные движения воспринимают в штыки.

Юрий Соломин, худрук Малого театра, убежден: «Русский театр не готов к таким переменам. Он не готов к работе на контрактной основе, слабо готов к многочисленным финансовым конкурсам и так называемым тендерам. А готов к государственной поддержке». То есть, по сути дела, находится в инвалидном состоянии. Понятно, что те, кто проработал в театрах по многу лет, привыкли к этому и меньше всего хотят что-то менять. Тем более что перемены наверняка ухудшат их личное положение, но совсем не обязательно улучшат положение театра.

А меж тем руководство Москвы ставит перед собой амбициозную задачу: увеличить количество людей, посещающих театры, хотя бы на треть. Сейчас их, по подсчетам экспертов Капкова, около 2 млн. При этом город тратит на театры около 11 млрд руб. (это почти столько же, сколько в этом году потрачено на городские парки). И хорошо бы привлечь в театр молодежь. И расширить театральное пространство, которое сегодня существует только в самом центре.
То ли еще будет

Так что не одному Сергею Яшину придет уведомление о расторжении контракта. К сожалению, и Кириллов Серебренниковых на всех не хватит.

И как бы не оказались пророческими слова художественного руководителя Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова. На недавнем сборе труппы он объявил о начале «театральной революции, свидетелями которой нам предстоит быть в ближайшие три-четыре года». А когда кто-то из актеров стал возмущаться спектаклями Константина Богомолова, нового «анфан террибль» российской сцены, Голомазов пообещал: «Я вас уверяю, что вскоре в этом городе появятся творения молодых режиссеров, в сравнении с которыми творчество Богомолова покажется вам рождественской сказкой».

Но вряд ли «старая гвардия» так легко с этим смирится. В театральном мире борьба архаистов и новаторов проходит очень нервно. Письма власть имущим актеры охотно писали во все времена, и письмо актеров Театра Гоголя Путину, где назначение Серебренникова рассматривалось как «мощный толчок к гибели российского театра» — только первая ласточка. Тектонические сдвиги неизбежно сопровождаются бурями и ураганам
http://mn.ru/culture_theater/20120817/325296521.html

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе