Спектакль «ГРОЗАГРОЗА»: драма Островского под музыку «Ленинграда»

Евгений Марчелли поймал «рыбу своей мечты» в Театре Наций.
Спектакль «ГРОЗАГРОЗА», режиссер Евгений Марчелли, Театр Наций, фото: Дарья Глобина. Источник фото: сайт театра


«Но только ты – рыба моей мечты…» – со строк хита группы Ленинград начинается хит другой, театральный. Нет сомнений, что премьера Театра Наций будет горячо обсуждаться зрителями и скоро попадет в топ театральных событий сезона.

Спектакль «ГРОЗАГРОЗА» по пьесе Островского поставил Евгений Марчелли – лауреат «Золотой маски» и художественный руководитель театра им. Федора Волкова в Ярославле.


Спектакль «ГРОЗАГРОЗА», режиссер Евгений Марчелли, Театр Наций, фото: Дарья Глобина. Источник фото: сайт театра


За историей Катерины и Бориса лежит личная драма Островского: писатель, имея семью и нескольких детей, был влюблен в актрису Любовь Косицкую, которая также была несвободна. Она же впервые исполнила роль Катерины в спектакле по пьесе драматурга.

«Гроза» Островского начинается с песни, которая была знакома большинству его современников: «Среди долины ровныя». Основная идея ее проста – слава и деньги любви не заменят. В спектакле у Марчелли — тоже песня, и тоже знакомая большей части сидящих в зале, правда с совершенно другим посылом. Теперь все начинается так: «Ловил я много разных рыбок. Я знаю клевые места, где море девичьих улыбок…»

Режиссер выделяет в «Грозе» одну основную линию — любовную, которую детально прорабатывает, остальное уходит на второй план. Декораций минимум: огромное зеркало под потолком, несколько стульев и бассейн, который находится на сцене с самых первых минут, знак трагедии и смерти, подсказывает, что финал спектакля не будет отличаться от финала пьесы.


Спектакль «ГРОЗАГРОЗА», режиссер Евгений Марчелли, Театр Наций, фото: Дарья Глобина. Источник фото: сайт театра


Катерина (Юлия Пересильд) — резкая, взбалмошная и немного сумасшедшая, и все так же не понимает «отчего люди не летают как птицы?». Характер героини читается с первых сцен, стоит только взглянуть на ее костюм: голова покрыта платком, на плечах — скромное пальто, а дополняют этот "ансамбль" откровенные туфли на высоком каблуке. Всё это, в совокупности с выражением полного смирения на лице, выглядит скорее насмешкой над невротичной свекровью Кабанихой (Анастасия Светлова)..

Что Катерина имеет в итоге? Мужа, который патологически зависит от мнения своей матери, деспотичную и жадную свекровь и ощущение полной несвободы. Как тут не сойти с ума  — непонятно. Как ситуацию изменить — тоже. Если убежать от этого физически невозможно, то возможно морально, что она и делает: телом Екатерина с мужем, а душой – с Борисом. В спектакле эти две роли исполняет один актер – Павел Чинарёв. Это режиссерский ход Марчелли: «Борис и Тихон  — как близнецы, в них практически нет разницы. Как влюбляются в одного из близнецов? Есть два брата, они совершенно одинаковые. Девочка выбрала одного, и она его любит. А второго не любит. Почему? Влюбляешься же сначала в то, что видишь. А они одинаковые, значит, есть еще какие-то вещи, химия, запахи?»


Спектакль «ГРОЗАГРОЗА», режиссер Евгений Марчелли, Театр Наций, фото: Дарья Глобина. Источник фото: сайт театра


То, что в пьесе Островского казалось печальным, у Марчелли почему-то становится смешным, хотя сам режиссер не позволяет себе смеяться над героиней. Смех рождается в зале, как абсолютно естественная реакция, потому что «Гроза» на сцене  — про жизнь, а не про трагедию. Здесь болезненная любовь и драма находятся рядом с чем-то совершенно обыденным, и жизнь происходит каждую секунду, не замирая даже в самые напряженные моменты.

«ГРОЗАГРОЗА», во многом, про способность остро чувствовать. Любовь Катерины в спектакле  — такая же сумасшедшая, как и она сама. Чувства здесь так много, что оно способно захватить и заполнить все вокруг. Принять такую любовь оказывается не под силу ни Тихону, ни Борису, а сама Катерина может справиться с ней только одним способом  — покончив с собой.


Спектакль «ГРОЗАГРОЗА», режиссер Евгений Марчелли, Театр Наций, фото: Дарья Глобина. Источник фото: сайт театра
Автор
Наталья Серова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе