Суд спасает театр от огня. А театр – горит

2 февраля решением Кировского районного суда академический театр драмы имени Фёдора Волкова был закрыт на 60 дней, предположительно вплоть до апреля. После срочного сбора труппы коллектив оставил стены театрального корабля.

По всем периметрам коридоров стояли судебные приставы. Они проводили судебные решения в жизнь. Опечатывали кабинеты, закрывали гримёрные. Это напоминало эвакуацию времён войны. Это была не игра. И не спектакль. Тут, как говорится, кончалось искусство. Тут дышала почва и решалась судьба...

Вступив в свою должность, проблемой номер один, делом первостепенной важности новый директор театра Борис Мездрич на собрании коллектива объявил именно противопожарную безопасность. Было это осенью 2008 года.

Сначала все понимали, что с наскока проблему не решить. Театр начал работать. Но после пожара в Перми времена переменились. Ответственные лица с решимостью римских законодателей потребовали от театра не «читки», не «турусов и колёс», а закрытия театра и немедленных результативных действий. Что в итоге?

20 февраля, в день рождения Фёдора Григорьевича Волкова, тысяча зрителей, ровно столько, сколько вмещает зрительный зал Волковского театра, не пришли на премьеру спектакля «Кармен» в постановке молодого и талантливого режиссёра Тимофея Кулябина. Премьеру ждали до последнего дня.

День рождения Фёдора Волкова был невесёлым и тягостным. Труппа Волковского впервые за свою историю собралась... в театре кукол. Спасибо кукольникам за приют. Главный вопрос звучал просто: когда откроют театр имени Волкова?..

Поистине неразрешимая загадка, которая ныне смущает Россию, не только театральную. Ибо ситуацию первого российского театра сегодня обсуждают по всей стране. Опубликованы статьи в «Российской газете», в «Независимой газете», о ситуации рассказано по телеканалу «Культура». Звонят из столиц и российских городов, волнуются, тревожатся, спрашивают, как помочь. Ярославцы предлагают даже субботник (!) в театре провести.

Но можно ли разом решить все проблемы? Надо сказать, что с 2008 года театр последовательно предпринимал решительные меры к устранению нарушений. Усилия театра почти геройские. Из 83 нарушений, указанных в предписаниях Госпожнадзора, полученных за последнее время, на сегодняшний день осталось неисправленными 12.

Суд своим решением спасает театр от огня. А театр горит – горит на наших глазах. Но этого никто не замечает или не хочет замечать. Фактически горит весь сезон – с февраля по июнь.

Самое жестокое в этом сюжете – безвозвратная потеря времени. Не состоялась премьера «Кармен». Актёры не играют спектакль, и он затухает и гибнет... Ярославские зрители не посетят неделю польского театра с выставкой плаката и с работой лаборатории польских и российских драматургов. Отказано в мартовском визите венгерскому театру из Дебрецена, фактически сорвана договорённость о гастролях Волковского театра в Венгрии осенью этого года. Вот вам ещё невидимый пожар – горит международная репутация театра.

Большим событием прошлого сезона стал молодёжный фестиваль «Будущее театральной России». Ярославль принял у себя 26 театральных вузов страны. И в этом сезоне проведена грандиозная работа по координации – вёрстке программы фестиваля-2010, договорённости о прибытии его участников. И им отказывать?

Не состоится на Волков­ской сцене выступление оркестра Валерия Гергиева в рамках Пасхальной недели и мероприятий, посвящённых 1000-летию Ярославля. Отменяется показ в Ярославле спектаклей-лауреатов «Золотой маски»-2009 – ярославцы лишаются возможности увидеть театры и спектакли Льва Додина, Олега Табакова, Камы Гинкаса, Петра Фоменко, то есть нашу театральную элиту.

Ну и, наконец, весьма сомнительно участие театра 5 апреля в Москве в фестивале «Золотая маска». Впервые за всю историю театра в пяти номинациях на эту престижную национальную премию номинирован спектакль «Горе от ума». Под вопросом апрельская премьера «Екатерины Ивановны» Леонида Андреева в постановке Евгения Марчелли. Бывали ли прежде столь плотные, притягательные и насыщенные проекты? Один лишь перечень впечатляет.

Театр обесприютел. Заложником ситуации и столь же бесприютным оказался зритель, купивший билеты на спектакли театра на месяцы вперёд. Бесприютны актёры. Они испытывают унижение, оставшись вне поля деятельности. Самое страшное для актёра – остаться без работы. Люди театра знают, как губителен для актёра простой. Он чудовищно развращает. Происходят предательство интересов профессии, дисквалификация – уход в так называемые «халтуры». Театр урезал актёрские зарплаты, поскольку нет доходов, платить будет нечем. В актёрских карманах бренчат последние гроши, и безумный Чацкий – номинант «Золотой маски» Алексей Кузьмин, жертвуя репутацией грибоедовского героя, не готовится к фестивалю, а рекламирует окна...

Вот и «пожарные бочки уже стоят с обручами», и заливные трубы готовы к действию... И театр обращается вновь в суд, дабы получить разрешение на продолжение деятельности.

Надо отдать должное, суд идёт навстречу просьбам театра и регулярно их рассматривает. Со 2 февраля состоялось три заседания Кировского районного суда. Первый суд по предложению Госпожнадзора закрыл театр на 60 дней. На втором признали, что часть неполадок устранена, но некоторые ещё остались. Предложили устранить ряд неисправностей, например, произвести замену дверей, дабы обеспечить лучшие возможности эвакуации людей. Начали планомерно производить замену дверей.

16 февраля – третье судебное заседание. Зачитывается большой перечень выполненных работ. Суд выслушивает представителя Государственного пожарного надзора. Представители Главного управления МЧС РФ по Ярославской области поясняют, что театр провёл значительный объём работ по устранению недостатков в системе противопожарной безопасности. Театр увеличивает количество пожарных постов – отныне они будут на каждом этаже во время спектакля. Продуманы и организованы пути эвакуации людей в случае опасности. Из подвала театра вывозятся все горючие материалы. Заключены договоры на проведение цикла дальнейших работ по совершенствованию системы пожаротушения. При условии дальнейшего выполнения этих компенсирующих мероприятий в ближайшее время деятельность театра возможна. Пояснение суду прокурора: да, деятельность театра возможна. Пожарные риски сведены к минимуму.

Вердикт суда: деятельность театра невозможна. Предложено установить систему автоматического пожаротушения новейшей модификации.

Автоматическая система пожаротушения установлена на сцене. Чтобы оснастить ею весь театр, надо реконструировать здание.

– Для устранения оставшихся предписаний необходимо закрыть театр на рекон­струкцию до 2012 года включительно, – говорит директор театра Борис Мездрич. – Однако творческую остановку такого сложнейшего механизма, как театр, надо тщательно готовить.

Театр объявил конкурс на проведение проектно-изыскательских работ. Можно и необходимо осуществлять работы поэтапно, с перерывами деятельности театра до полугода. Коллектив может выехать на длительные гастроли, которые опять же нужно подготовить. Вот тогда это будет выполнением кодекса чести. Иначе это не договор о спасении театра, а договор о его самоубийстве.

Волковский подал кассационную жалобу в областной суд. Остаётся надеяться, что Фемида всё-таки не останется равнодушной к театральным планам и перспективам. Дорога должна быть с двухсторонним движением. Только понимание сторонами всех обстоятельств приведёт к нужным результатам.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе