«Театру надо войти в интернет и начать взаимодействовать с обществом»

Валерий Фокин — о том, как воспитывать худруков и изобретать новые формы Старейший театр страны открыл 257-й сезон, который обещает стать не только ярким, но и актуальным. Весной откроется вторая сцена Александринки, включающая мультимедийный комплекс и образовательный центр для обучения молодых специалистов. К большому открытию обещают приурочить спектакль «Невский проспект», который Фокин делает совместно с молодыми режиссерами. Корреспондент «Известий» поговорил с худруком Александринского театра.
— Валерий Владимирович, недавно вы объявили об окончании программы «Новая жизнь традиции» и о том, что Александринский театр обратится к современной драматургии. Как вы будете мириться с людьми, которые считают, что в старейшем театре страны нужно ставить классику?

— Мириться, наверное, не получится, тут надо просто спокойно понимать, что такие мнения были, есть и будут. Многие люди почему-то забыли, что Гоголь, Чехов и Сухово-Кобылин тоже в свое время были современными драматургами. Они находили свое первое сценическое воплощение именно здесь, в Александринском театре. За прошедшие 10 лет современная драматургия была представлена у нас всего два раза. Я уверен, что ее должно быть больше.

— На главной сцене или в новом комплексе, строительство которого почти завершено?

— Прежде всего на главной сцене, потому что в новом комплексе классики, скорее всего, не будет вообще. Но дело даже не в количестве, а в содержании — современные тексты помогут нам изучить сегодняшнюю социальную повестку дня. Российскому обществу, которое очень разобщено и расколото, нужны физиологические очерки для самопознания и для понимания современного человека.

— На второй сцене Александринки вы собираетесь «интегрировать театр в мультимедиа-пространство современной культуры». А зачем? Может, надо, наоборот, уединиться?

— Я согласен с тем, что театр должен быть местом уединения, я вообще люблю такую философию. Но сегодня нельзя просто так взять и отгородиться, потому что тогда надо делать лабораторию в подвале для пяти человек. Такой театр, как Александринский, да еще и с новым комплексом, не может быть отгорожен от молодежи. Нравится нам это или нет, мы не можем не замечать современное медиапространство и интернет. И нам надо пытаться туда каким-то образом внедряться. Несколько лет назад на совещании с президентом Медведевым мы активно говорили о том, что в рамках модернизации надо войти в интернет и начать взаимодействовать с обществом при помощи новых технологий. Оказалось, все чепуха — туда так просто не войдешь, потому что в интернете свои законы, своя борьба и огромные деньги. Как туда проникнуть театру? Просто взять и показать записанный спектакль? Это скучно и непродуктивно, потому что видеозапись никто не будет смотреть. Туда нужно проникать при помощи создания оригинальных произведений, созданных непосредственно для интернета.

— Поставить перед актерами веб-камеру и запустить онлайн-трансляцию?

— И так можно, а можно записать заранее. Можно интегрировать в готовые видео отрывки онлайн-записи с улицы или из другого конца страны. Комбинаций очень много.

— А какая разница конечному пользователю? Для него это будет все равно выглядеть как видеоклип.

— Уникальность идеи заключается в том, что пользователь сможет сам участвовать в действии — останавливать его, комментировать, корректировать. В данный момент мы совместно с Университетом информационных технологий занимаемся разработкой программного обеспечения, и пока я точно не знаю, до каких деталей дойдем. Но если упростить — представьте себе обсуждение на форуме. Подобное обсуждение будет происходить не после спектакля, как это обычно бывает, а непосредственно во время действия. То есть, выражаясь театральной терминологией, мы не будем пускать сразу три акта подряд, а дадим возможность пользователям в какой-то момент остановить действие и обсудить его. Таким образом, мы можем классический шекспировский сюжет, например, увести в совершенно неожиданную сторону и обнаружить вместе со зрителями то, что нам хочется. Получится своего рода социальная игра, что годится для современного медиапространства. Такие формы не только интересны сами по себе, они могут привлечь внимание молодежи и к традиционному театру.

— Вы открываете еще и образовательный центр. Какие у него будут взаимоотношения с петербургской театральной академией?

— Я думаю, что хорошие, нам нечего делить. Артистов мы учить не будем, мы будем воспитывать режиссеров, худруков, продюсеров, завлитов  на уровне магистратуры, то есть наш образовательный центрдля людей, которые уже имеют высшее образование.

— Если выпускников академии надо доучивать, означает ли это, что традиционное театральное образование не справляется с новыми требованиями?

— Почему? Наверное, справляется, а может быть,в чем-то и не справляется: меня это не интересует. Меня интересует наша школа, которая будет готовить новые команды для театров. Сейчас у нас большая проблема, когда молодые режиссеры не хотят идти в стационарный репертуарный театр, поскольку там нет никаких условий для их работы. Труппы неприкасаемы — никого нельзя уволить, ничего нельзя поменять, а если начинается какая-то работа, коллектив тут же пишет открытые письма на имя президента или министра культуры. Сейчас молодому режиссеру гораздо выгоднее быть свободным и ставить спектакли за границей. Это большая проблема: институт художественных руководителей фактически уничтожен. В театр должны снова прийти молодые. Только они смогут переломить кризисную ситуацию, в которой мы все находимся.

— Кто будет преподавать в вашем центре?

— Прежде всего, преподаватели Санкт-Петербургской академии театрального искусства, но будет еще много людей по приглашению. Я бы хотел вести курс режиссерской композиции по системе Мейерхольда — то, что сейчас почти нигде не преподают. Еще очень важен предмет «психология театрального дела», без знания которого новый художественный руководитель попросту не сможет работать. Никто никогда не объясняет, что из себя представляет театральный коллектив. Что это за собрание самолюбий, амбиций, нервов, личностей? Если ты этого не знаешь, не понимаешь, не чувствуешь — всё, тебе конец.

— Молодые режиссеры, которые будут работать над  «Невским проспектом», смогут реализовать на сцене то, чего не можете вы?

— Если делать спектакль о современном Невском проспекте, то без молодой режиссуры обойтись невозможно. Они видят всё по-другому и более беспощадно по отношению к жизни. От будущего спектакля я жду не то что бы жестокости, но остроты и честности. Иначе зачем мы все это делаем? Просто показать, что здесь было историческое здание, а теперь бутик? Этого мало. Как мне кажется, смысл Невского проспекта в том, что он лжет. Не случайно у Гоголя в повести написаны целые пассажи на эту тему: как вечером зажигаются газовые фонари, как в их свете меняются лица и уже никого нельзя узнать, и если вы думаете, что это хорошенькая женщина, не верьте — это вампир. Кругом миражи и обманы, доводящие человека до трагедии. Сейчас происходит то же самое, только обнажено еще сильнее. Мне кажется, что в наши дни Невский проспект представляет собой какой-то трагический балаган, состоящий из абсурда соединения несоединимых вещей. Там как будто нет культуры и всё — миф. Я хочу узнать, до какой степени в этом мифе есть элемент культуры.

Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе