"Территория" понаехала в Пермь

Фестиваль-школа открылась швейцарским балетом

В Перми гастролями балета Большого театра Женевы открылся четвертый международный фестиваль-школа "Территория" — он впервые покинул Москву ради города, всерьез заявляющего о притязаниях на статус одной из культурных столиц России. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ. 

Когда открылся занавес Пермского театра оперы и балета имени Чайковского, многие зрители решили, что свой балет "Пара-дис" хореограф Сабуро Тешигавара поставил в подарок "Территории": танцоры оказались одеты в желтый и черный цвета, то есть в цвета фестивальной символики. На самом деле все просто удачно совпало, потому что "Пара-дис" был поставлен еще семь лет назад. Два других балета, составивших программу этого вечера современного танца,— "Следуя страсти" Андониса Фониадакиса и "Далеко" Сиди Ларби Шеркауи — немногим моложе. В России между тем они показывались впервые, да и сама балетная труппа Большого театра Женевы в России показалась впервые. Так что своему принципу все представлять на родине только впервые фестиваль не изменил. 
Из Москвы "Территория" мигрировала не частично, как предполагалось поначалу, а целиком. Авторы фестиваля во главе с Евгением Мироновым сочли, что столица и так перекормлена разного рода фестивалями. Кроме того, московские власти к "Территории", проходящей при поддержке администрации президента, с самого ее рождения отнеслись неприязненно — броский, не боящийся смелых идей фестиваль мало походит на типичные московские "праздники урожая". Хотя и занимается конкретными "посевными" работами — привозит студентов из городов России (поэтому "Территория" называет себя фестивалем-школой) и показывает им образцы актуального, мультижанрового и синтетического искусства, а также устраивает мастер-классы знаменитых педагогов по различным дисциплинам. Поскольку в последние пару лет пермские власти активно проводят политику "ребрендинга" края, превращая его в центр современного искусства, приглашение "Территории" в Пермь оказалось не только своевременным, но и логичным. Да и у студентов, многие из которых оказываются в Москве впервые именно на фестивале, в Перми меньше отвлекающих соблазнов. 

Вечер современного танца из Женевы идеально соответствовал принципу фестиваля — соединять разное. В бессюжетном балете господина Тешигавары "Пара-дис" танцовщики подчинились медитативной интонации балетмейстера, они словно варьировали одну и ту же тему, осторожно и деликатно исследуя взаимоотношения своего тела с пространством, звуком и даже воздухом сцены. Восточный минимализм первой части сменился напором хореографии грека Андониса — в балете "Следуя страсти" на музыку "Страстей" Баха одни персонажи отчаянно и тщетно борются с этими самыми страстями. Миниатюра, возможно, выглядела бы несколько назойливо и пафосно, если бы не отточенная техника швейцарской труппы. Которая очень пригодилась молодому, но уже знаменитому на весь мир бельгийскому хореографу Сиди Ларби Шеркауи для завершавшего программу балета "Далеко". 

В этой изящной и в то же время остроумной работе соединился, кажется, весь мир: европейская камерная музыка XVII века — и румынская песня; приемы боевых искусств — и похожие на танцы дервишей сомнамбулические кружения танцоров; напоминающие композицией и цветовой гаммой выцветшие старинные гобелены мизансцены — и вставные разговорные сценки, в которых танцоры рассказывают о своих гастрольных приключениях. Тела на сцене катаются и выкручиваются, переплетаются и отталкиваются, разбегаются волнами и складываются в кучу. В этой противоречивой и гармоничной композиции вдруг отчетливо видишь, что труппа женевского балета — настоящий интернационал, всемирное собрание типажей, наряженное в приглушенные, но все-таки разные цвета: мир, в котором любое "далеко" оказывается столь же непреодолимым, сколь и призрачным, условным. 

Между тем в программе "Территории" вечер женевского Большого театра выглядит едва ли не самым спокойным и эстетически "безопасным" событием — если учесть, что на фестивале грядут читки радикальных немецких пьес (которые проводятся в самых неожиданных местах — в детском саду, на автомойке, в подвале речного вокзала), постановка итальянского радикала Пипо Дельбоно "Дикая темнота", в которой участвуют люди с задержками умственного развития, а также спецпроект фестиваля — спектакль в местной исправительной колонии, который ставит английский режиссер Алекс Дауэр, специалист по социальной адаптации преступников средствами театра. 

Выдержит ли пермская публика такую интервенцию неуютных художественных форм, вопрос, волнующий не столько руководителей фестиваля, сколько застрельщиков культурного "переоборудования" города. Статус нового центра развития современного искусства жителей Перми уже ко многому обязывает. И еще к большему обяжет вскоре. А амбиции краевой администрации между тем не укротить. В один день с открытием "Территории" в соседнем Демидково прошел Пермский экономический форум, на котором министр культуры края Борис Мильграм обнародовал перед экономистами и политиками свою программу "Пермь — культурная столица России". Вердикт экспертов был таков: идея столь безумная и наглая, что Москве есть над чем задуматься.

РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙИз Москвы "Территория" мигрировала не частично, как предполагалось поначалу, а целиком. Авторы фестиваля во главе с Евгением Мироновым сочли, что столица и так перекормлена разного рода фестивалями. Кроме того, московские власти к "Территории", проходящей при поддержке администрации президента, с самого ее рождения отнеслись неприязненно — броский, не боящийся смелых идей фестиваль мало походит на типичные московские "праздники урожая". Хотя и занимается конкретными "посевными" работами — привозит студентов из городов России (поэтому "Территория" называет себя фестивалем-школой) и показывает им образцы актуального, мультижанрового и синтетического искусства, а также устраивает мастер-классы знаменитых педагогов по различным дисциплинам. Поскольку в последние пару лет пермские власти активно проводят политику "ребрендинга" края, превращая его в центр современного искусства, приглашение "Территории" в Пермь оказалось не только своевременным, но и логичным. Да и у студентов, многие из которых оказываются в Москве впервые именно на фестивале, в Перми меньше отвлекающих соблазнов. 

Вечер современного танца из Женевы идеально соответствовал принципу фестиваля — соединять разное. В бессюжетном балете господина Тешигавары "Пара-дис" танцовщики подчинились медитативной интонации балетмейстера, они словно варьировали одну и ту же тему, осторожно и деликатно исследуя взаимоотношения своего тела с пространством, звуком и даже воздухом сцены. Восточный минимализм первой части сменился напором хореографии грека Андониса — в балете "Следуя страсти" на музыку "Страстей" Баха одни персонажи отчаянно и тщетно борются с этими самыми страстями. Миниатюра, возможно, выглядела бы несколько назойливо и пафосно, если бы не отточенная техника швейцарской труппы. Которая очень пригодилась молодому, но уже знаменитому на весь мир бельгийскому хореографу Сиди Ларби Шеркауи для завершавшего программу балета "Далеко". 

В этой изящной и в то же время остроумной работе соединился, кажется, весь мир: европейская камерная музыка XVII века — и румынская песня; приемы боевых искусств — и похожие на танцы дервишей сомнамбулические кружения танцоров; напоминающие композицией и цветовой гаммой выцветшие старинные гобелены мизансцены — и вставные разговорные сценки, в которых танцоры рассказывают о своих гастрольных приключениях. Тела на сцене катаются и выкручиваются, переплетаются и отталкиваются, разбегаются волнами и складываются в кучу. В этой противоречивой и гармоничной композиции вдруг отчетливо видишь, что труппа женевского балета — настоящий интернационал, всемирное собрание типажей, наряженное в приглушенные, но все-таки разные цвета: мир, в котором любое "далеко" оказывается столь же непреодолимым, сколь и призрачным, условным. 

Между тем в программе "Территории" вечер женевского Большого театра выглядит едва ли не самым спокойным и эстетически "безопасным" событием — если учесть, что на фестивале грядут читки радикальных немецких пьес (которые проводятся в самых неожиданных местах — в детском саду, на автомойке, в подвале речного вокзала), постановка итальянского радикала Пипо Дельбоно "Дикая темнота", в которой участвуют люди с задержками умственного развития, а также спецпроект фестиваля — спектакль в местной исправительной колонии, который ставит английский режиссер Алекс Дауэр, специалист по социальной адаптации преступников средствами театра. 

Выдержит ли пермская публика такую интервенцию неуютных художественных форм, вопрос, волнующий не столько руководителей фестиваля, сколько застрельщиков культурного "переоборудования" города. Статус нового центра развития современного искусства жителей Перми уже ко многому обязывает. И еще к большему обяжет вскоре. А амбиции краевой администрации между тем не укротить. В один день с открытием "Территории" в соседнем Демидково прошел Пермский экономический форум, на котором министр культуры края Борис Мильграм обнародовал перед экономистами и политиками свою программу "Пермь — культурная столица России". Вердикт экспертов был таков: идея столь безумная и наглая, что Москве есть над чем задуматься.

РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ

Коммерсант

Коммерсант
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе