Три чуда Бориса Юхананова

Об открытии Электротеатра Станиславский и о спектакле Теодороса Терзопулоса «Вакханки»

В эти мрачные, темные во всех отношениях дни открытие «Электротеатра Станиславский» стало событием экстраординарным, каким-то маленьким чудом созидания посреди хаоса и распада. Словно в ночи зажглась электрическая лампочка, на свет которой тут же слетелись мотыльки московского креативного класса.

Но давайте оставим в стороне эпитеты и метафоры и расскажем обо всем по порядку.

Когда в 2013 году Борис Юхананов выиграл объявленный Департаментом культуры Москвы конкурс на лучшую концепцию развития Драматического театра имени К. С. Станиславского и стал его художественным руководителем, мало кто верил в успех операции. Труппа театра славилась стервозным характером и за последние годы «съела» не одного худрука. Да и фигуру Бориса Юхананова, ученика Анатолия Васильева, философа и экспериментатора, долгие годы жившего в среде андеграунда, как-то трудно было сопоставить с бульварным театром, каким в последние годы был Театр имени Станиславского.

Но Юхананову, по крайней мере, на первом этапе, удалось невозможное. Во-первых, он умудрился очаровать и увлечь за собой строптивую труппу. И хотя новый худрук решительно убрал весь прошлый репертуар, от артистов не поступило ни одного протеста, ни одного гневного письма в СМИ с криками об уничтожении великого русского психологического… Секрет в том, что помимо личного обаяния режиссер пустил в ход самое верное средство укрощения актеров — дал всей труппе новые роли. Одновременно в работу запустили шесть проектов. Сам Юхананов затеял грандиозную, на три вечера, эпопею по «Синей птице», где Тильтиля и Митиль будут играть корифеи театра Владимир Коренев и Алла Константинова, а сюжет Метерлинка тесно переплетется с их собственными воспоминаниями. Александр Огарев начал работу над современной кубинской пьесой «Анна в тропиках». А молодые режиссеры, ученики Юхананова, погрузились вместе с артистами в масштабный проект «Золотой осел», где сцены из Апулея должны причудливо вплетаться во все спектакли, связывая их между собою красной нитью. Помимо этого новый худрук пригласил в театр европейских режиссеров первой величины — Ромео Кастеллуччи, Теодора Терзопулоса, Хайнера Геббельса, — но о них речь еще впереди.

Второе чудо Юхананова — это ремонт обветшалого здания, которое в необыкновенно короткие сроки превратилось в современный многофункциональный театральный центр. Причем вся реконструкция осуществлялась на внебюджетные, спонсорские деньги. Главная сложность была в том, что дом 23 по Тверской улице, где когда-то размещался модный электротеатр «Арс», имеет особый охранный статус — объект культурного наследия федерального значения, так что радикальные переделки здесь были невозможны. Но архитектурному бюро Wowhous, авторам проектов театра «Практика», института «Стрелка», обновленной Крымской набережной и Парка Горького, удалось гармонично сочетать исторически ценные элементы здания (арки, колонны, лепнину, старинные парадные лестницы, очищенные от поздних наслоений) и современный практичный дизайн. Театр, наконец, смог выселить арендаторов, и прежде тесное фойе превратилось в просторный холл для проведения встреч, лекций и презентаций. Во внутреннем дворе квартала, между Электротеатром и ТЮЗом, должна появиться открытая театральная площадка, опоясанная разноуровневыми зрительскими галереями. Она может использоваться отдельно или как продолжение Малой сцены, одна стена которой при необходимости будет раздвигаться.


Сцена из спектакля «Вакханки».
Фото — А. Лерер.
Основной зал, вытянутый и неудобный, превратился в универсальный трансформер с инновационной световой системой и акустическими панелями, позволяющими осуществлять даже оперные постановки — в планах Юхананова шестисерийный проект «Сверлийцы» на музыку современных композиторов-авангардистов. Кроме того, в театре оборудован огромный швейный цех, а у артистов появились гримерки класса люкс, которые не стыдно предложить и заезжим знаменитостям. Вот теперь о гастролерах.

Третье — и главное — чудо, которым Борис Юхананов намерен поразить публику, — это новый репертуар, наполовину созданный режиссерами с мировым именем. Но как сможет труппа, годами игравшая «Средний род, единственное число», за несколько недель (или даже месяцев) освоить специфическую методу европейских мастеров, и как эти далекие от мейнстрима спектакли воспримет публика Театра имени Станиславского — вот главные вопросы, которые волновали, думаю, не только меня перед первой премьерой Электротеатра, «Вакханками» Теодора Терзопулоса.

«Вакханки». Еврипид.
Электротеатр Станиславский
Режиссура, сценография, костюмы — Теодорос Терзопулос.

В том, что греческий режиссер представит качественный piece of art, сомневаться не приходилось. Терзопулос уже неоднократно ставил «Вакханок» в разные годы и вообще съел собаку на греческих трагедиях. И действительно, его спектакль четко организован и структурирован: жесткие диагональные мизансцены, эффектные пластические этюды, чередование планов. В общем, образец скорее аполлонической гармонии, чем дионисийского буйства. Вакхическое начало, по идее, здесь должно идти от актера, чье тело режиссер путем специальных тренировок освобождает от оков социальных установок, пробуждая внутреннюю энергию и архаическую память, соединяющую современность и миф. Но на взращивание дионисийского тела могут уйти годы. А постановку в Электротеатре, выпущенную за несколько месяцев, можно назвать лайт-версией, дающей представление о театре Терзопулоса примерно в той же степени, как слепки в Пушкинском музее — о подлинных эллинских статуях.


Сцена из спектакля «Вакханки».
Фото — А. Лерер.
Массовые сцены с синхронными конвульсивными движениями ансамбля, действительно, иногда захватывают, вводят зрителя в какое-то гипнотическое состояние, словно шаманские танцы. С монологами хуже: далеко не все актеры могут достичь экстатического уровня Елены Морозовой в роли Диониса — ревнивого бога, жестоко мстящего людям за неуважение к себе. Извиваясь и шипя на свистящих звуках, страшно улыбаясь кровавым ртом на выбеленном, похожем на античную маску лице, она отталкивает и вместе с тем завораживает. Сильное впечатление производит и Алла Казакова в роли Агавы — безумной царицы, жрицы Вакха, в беспамятстве растерзавшей собственного сына. Она, напротив, весь свой монолог произносит в статике, не двигаясь с места, но ее внутренний путь от ликующего неведения к жуткому прозрению (трофейная голова льва в ее руках оказывается головой сына) наполнен магнетической энергией.

Прочие эпизоды иногда навевают сон однообразным ритмом, иногда раздражают фальшивыми интонациями и, главное, вызывают вопрос — кто это будет смотреть? Не думаю, что в Москве найдется много поклонников древнегреческой трагедии, тем более вот в таком, не логоцентричном, а почти ритуальном изводе. Если даже утонченная премьерная публика морщила носы — скучно! — что говорить о простом зрителе, который будет голосовать рублем. Но даже если «Вакханки» не станут хитом репертуара (в чем я почти не сомневаюсь), для театра это все равно огромный шаг, можно сказать — прыжок в другое тысячелетие. И радикальная прививка другого театрального языка, другого способа актерского существования, несомненно, пойдет ему на пользу.

Автор
Марина Шимандина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе