28 сентября 2010 ● Ларина Ксения
Ксения Ларина — о премьерах сезона
Циники, лохи и бунтари. Кто будет главным героем нового театрального сезона — узнавал The New Times
В последние десять лет отечественный театр тщетно искал новых героев нашего времени, по советской привычке приписывая несуществующим протагонистам самые благородные черты. Но время нас перехитрило — спрятало своих героев там, где их никому не придет в голову искать. То есть на самом видном месте: в телевизоре. Чиновники и политики, смотрящие на нас из телеящиков, и обыватели всех мастей, смотрящие на них в телеящик, — те, чьи взаимоотношения определят наше будущее. Обманщики и обманутые. Воры и обворованные. Истязатели и истязаемые. Циники и лохи.
Роман с компромиссом
Маститые худруки при упоминании «новой драмы» обычно морщили нос и убеждали критиков, что современной драматургии в России нет. Похоже, время изменилось и заставило старейшин выглянуть в окно. За окном маршировали белые воротнички и широкие галстуки со скошенными узлами под предводительством то ли Натана Дубовицкого, то ли Владислава Суркова. Роман «Околоноля» не стал лидером продаж, но стал главным литературным событием года — им восхищались Олег Табаков, Никита Михалков и Александр Проханов. Уставший от неприятных слухов вокруг финансовой деятельности МХТ, Олег Табаков объявил о намерении поставить роман на сцене «Табакерки». Кирилл Серебренников написал инсценировку и приступил к репетициям. Табаков отметил солидный юбилей и еще на пять лет остался худруком МХТ. Однако пока в «Табакерке» варят бессмертное творение ретивого Натана о скромном обаянии власти и ее разлагающей бацилле, на большой сцене МХТ ту же тему разрабатывает Юрий Бутусов в спектакле по бессмертной трилогии Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» свою порцию цензурных надругательств получили еще при жизни автора. Вещь эту и при советской власти ставили с особой осторожностью и довольно редко. Спектакль Петра Фоменко был запрещен советскими функционерами. Сегодня брать в репертуар столь жесткую сатирическую пьесу о продажности и лицемерии, о духовном коллапсе общества — почти подвиг. Хитрый Табаков произвел виртуозный маневр.