Тупо, например

Самые любопытные апрельские премьеры московских театров.
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
 

Апрель выдался богатым на театральные премьеры. Однако же при всем многообразии постановок генеральная линия прослеживается четко: московские театры, не сговариваясь, вдруг сделали шаг в сторону абсурда. Что, впрочем, совершенно не удивительно, учитывая то, что театр — зеркало жизни. Портал iz.ru выбрал три наиболее интересные премьеры ушедшего месяца.



«Донжуан»

Театр им. Маяковского, режиссер Анатолий Шульев

Анатолию Шульеву нет еще тридцати, и его всё еще можно назвать «молодым режиссером». Точнее говоря, даже нужно. Нужно хотя бы затем, чтобы этой самой молодостью оправдать те противоположные полюса, на которые его временами заносит. Взять ту же «Маяковку». Около года назад Шульев поставил здесь «Бешеные деньги» по Островскому — спектакль хороший, интересный, крепкий и сделанный, очевидно, в стиле Римаса Туминаса, учеником которого Анатолий и является. Казалось: вот дорога, по которой он пойдет дальше. И что же? А ничего! «Донжуан» не имеет ничего общего ни с Туминасом, ни с «Бешеными деньгами», ни даже с классикой, хоть в программке и значится автором Жан-Батист Мольер. Здесь куда важнее другая надпись — подзаголовок «селебрити-драма», заставляющий задуматься о том, кто тут главный герой.


Эльдар Трамов в роли Донжуана (справа) и Анастасия Мишина в роли Эльвиры, его жены, в сцене из спектакля «Донжуан» по пьесе Жан-Батиста Мольера в постановке Анатолия Шульева в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко


Что он мерзавец, понятно сразу. Спектакль начинается с монолога о всепрощении и необходимости возлюбить ближнего своего, а также ремарки о том, как же сложно возлюбить человека творческого, у которого уж слишком много в голове тараканов и эгоизма.

Селебрити + творчество. Что мы имеем? Ну да, этакую рок-звезду, enfant terrible, пьянчугу и разрушителя всех моральных норм, соблазнителя и ниспровергателя основ, человека без чести, совести и тормозов. И вдобавок сына знаменитого папы, полностью разочаровавшегося в своем непутевом отпрыске. А что отпрыск? Эльдар Трамов в роли Донжуана скорее не роковой уничтожитель женских сердец, а паяц, кривляка, артист до мозга костей, у которого что ни жест, что ни слово, то гримасы и ужимки, какими прежде мог похвастаться разве что тим-бертоновский Битлджус. А тут еще и саундтрек спектакля, составленный из песен Демиса Руссоса, Дженис Джоплин, Джеймса Брауна, Fatboy Slim и даже незабвенных строчек «не красота меня сгубила, меня сгубила простота» из уст одной из соблазненных героем дам. Всё это создает некоторую путаницу, ощущение абсурда, заставляет метаться между желанием воспринимать героя то ли как сумасшедшего клоуна, то ли как утонувшего в собственном цинизме романтика. Но вместе с тем именно это превращает спектакль — если бы не местами выбивающееся из общего ритма морализаторство — в едва ли не хоррор: будоражащий, привлекательный и многослойный.



«Сережа очень тупой»

Мастерская Петра Фоменко, режиссер Алексей Кузмин-Тарасов

Вслед за полным реализма «Проклятым Севером» молодое поколение «фоменок» сделало шаг в сторону абсурда, представив на своей Малой сцене спектакль по пьесе Дмитрия Данилова. Поначалу тут всё как в жизни. Сцена словно комната малогабаритной квартиры. Задник — окна, через которые видны стены панельных многоэтажек. Из мебели лишь диван да кресло, в котором и сидит герой. Чтобы окончательно заставить зрителей поверить в обыденность происходящего, светящейся строкой перед их глазами мелькают новости: в московском зоопарке родился детеныш росомахи, за окном +14 градусов тепла, сегодня закрыта на ремонт станция метро «Кутузовская» (а она и правда закрыта). И адрес сообщается, где герой живет: улица Исаковского (есть такая — в районе метро «Строгино»). В общем, ничего необычного. Сережа (Андрей Михалёв) сосредоточенно занят перемещением компьютерной мыши. А что ему еще делать, если он — программист.


Андрей Михалёв в роли Сергея и Мария Большова в роли Маши, Николай Орловский, Василий Фирсов и Тагир Рахимов (слева направо) в роли курьеров на показе спектакля «Сережа очень тупой» в постановке Алексея Кузмина-Тарасова на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова


Вот тут-то и звонит телефон. Курьеры, у которых для Сережи посылка, обещают быть «в течение часа» — и не обманывают ни на миг. Зайдя в квартиру и расположившись на диване, курьеры ровно час — как и договорено! — ведут с недоумевающим Сережей беседы обо всем на свете, играют с ним в города, поют хором «Вечная память» и рассказывают о внештатных ситуациях, случавшихся с ними по службе. А после вручают вконец измученному и напуганному Сереже и его жене коробку с посылкой да и исчезают, оставив вместо себя пустоту, и скуку, и серые будни, и дежурные разговоры ни о чем…

Для Андрея Михалёва этот спектакль — бенефис, которого он давно заслуживал. Андрей — артист безусловно многогранный и способный перевоплощаться не только от спектакля к спектаклю, но даже в рамках одной постановки (в «Проклятом Севере» он играет сразу несколько ролей). Однако же особое внимание тут стоит обратить на Марию Большову, за те несколько минут, что она находится на сцене, перетягивающую на себя всё внимание какой-то невероятной энергетикой. Недаром же от нее в восторге и Сережа, и курьеры, и зрители. 



«Самоубийца»

Театр на Малой Бронной, режиссер Екатерина Дубакина

Спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана — режиссерский дебют молодой актрисы Екатерины Дубакиной, исследующей историю стремительного превращения ничтожного обывателя в почти мифологического героя. Драма ли это? Еще какая! Однако же драма развеселая с самого начала. Дана семейка: муж-истеричка, жена-истеричка и теща-истеричка, все под одной коммунальной крышей, все со своими тараканами, все бедны, голодны и до крайности разочарованы в жизни, вот и ругаются из-за всякой ерунды типа куска ливерной колбасы. Чем дальше, однако, тем больше герои переходят к проблемам куда более важным, а вместе с ними и все прочие персонажи этого спектакля.


Ольга Вяземская в роли Клеопатры Максимовны и Олег Кузнецов в роли Подсекальникова Семена Семеновича в сцене из спектакля «Самоубийца» в Театре на Малой Бронной
Фото: пресс-служба Театра на Малой Бронной/mbronnaya.ru


Сюжет известен: герой решает самоубиться, а все вокруг хотят использовать это для своего блага, вот и выстраивается вокруг бедного Семена Подсекальникова очередь из упрашивающих проститься с жизнью ради них и их идеалов — писатель, интеллигент, священник, бандит, любовница и так далее, и так далее. Настоящий зоопарк. Сущий Брейгель. Кунсткамера. Галерея образин. Парад уродов, коих было навалом во времена Эрдмана, но не меньше и сейчас.

Дубакина, конечно, совсем уж сгущает краски, превращая происходящее на сцене в цирк шапито. Однако ж смотреть на игру актеров здесь интересно необычайно — причем на всех без исключения: Олега Кузнецова (Подсекальников), Юлиану Сополеву (Пересветова), Дмитрия Варшавского (Калабушкин), Илью Жданикова (Гранд-Скубик), Таисию Ручковскую (Мария Лукьяновна, жена Подсекальникова) и саму Дубакину, занятую в роли Серафимы Ильиничны (тещи героя). В общем, для дебюта это более чем достойная постановка, ну, а остальное, хочется верить, придет с опытом.

Автор
Владимир Борисов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе