17 ноября 2009 ● Роман Должанский
"Идиот" Эймунтаса Някрошюса в Москве
Приезд в Москву спектакля знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса — событие одновременно и рядовое, и из ряда вон выходящее. Рядовое — потому что Москва не обделена гастролями его спектаклей: практически все они, во всяком случае, те, что сделаны в Литве, в театре "Мено Фортас", который основал Някрошюс, были у нас показаны, а некоторые приезжали не единожды. Выдающимся же событием приезд "Идиота" становится не только потому, что это первое обращение режиссера к Достоевскому, но и потому, что любой спектакль Някрошюса — театральное откровение и испытание.
Словом "гений" в экзальтированной театральной среде принято разбрасываться без зазрения совести. К Эймунтасу Някрошюсу (кстати, воспитаннику московского ГИТИСа) это определение даже самые невосторженные критики применяют спокойно и уверенно. Статус его не зависит от успеха того или иного спектакля, а иногда и у Някрошюса случаются несовершенные работы — которые, впрочем, все равно гораздо интереснее, чем случайный успех какой-то посредственности. Его спектакли — это особый, странный театр, по-своему организующий на сцене пространство и время. Истоки загадочного, метафорического стиля Някрошюса обычно ищут в его крестьянском происхождении и, шире, в особом типе литовской хуторской ментальности, густо замешенной на неизжитом язычестве, на поклонении природным стихиям, на старинных верованиях, на сумрачных мотивах.