Усталость от эпатажа

В Москве прошла церемония вручения театральной премии «Гвоздь сезона».
Состоялась церемония вручения ежегодной театральной премии Союза театральных деятелей (СТД) России «Гвоздь сезона», прошедшая в 14-й раз в Москве в Театральном центре «На Страстном».
Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Кузнецов


Спектакли, номинированные на премию, как правило, достойны высоких оценок. Номинантов отбирают в два этапа — сначала экспертный совет, состоящий из ведущих столичных критиков, а затем жюри во главе с председателем союза Александром Калягиным выбирают главного победителя.

В этот раз в шорт-лист попали две постановки Московского художественного театра — «Юбилей ювелира» режиссера Константина Богомолова и «Мефисто» Адольфа Шапиро, спектакль вахтанговцев «Бег» в постановке Юрия Бутусова, балет Большого театра «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова и получивший главную премию «Большой хрустальный гвоздь» спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг» (Российский академический молодежный театр).

Уже стало традицией, что церемония премии, решенная в жанре актерского капустника, напрочь лишена пафоса и официоза — сам жанр предполагает смелые, на грани фола, шутки, пародии и репризы. Как говорится, «никто не уйдет живым».

Однако, кажется, в этот раз постоянный автор и ведущий церемонии — известный театральный режиссер Константин Богомолов — оказался в творческом тупике.

Видимо, это осознает он сам. Еще в 2014 году Богомолов и его бессменный соведущий церемонии артист Сергей Епишев объявили, что больше не будут вести мероприятие. Причины, по которым они поменяли свое решение, неясны, однако оформлено «возвращение» следующим образом: ведущие переоделись в женщин.

Безусловно, традиция травести уходит вглубь истории театра, однако вручение на церемонии такого формата главного приза спектаклю «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна об одном из «малых Нюрнбергских процессов», на которых слушались дела нацистских судей, выглядело, мягко говоря, странно.

В недоумение приводило и количество мата, звучащего со сцены. Конечно, обсценная лексика давно не является табу в театре. Однако те, кто ждал, что мат будет лишь пикантной приправой к основному действу, были разочарованы. Что самое печальное — большинство публики, состоявшей из театрального бомонда Москвы и не только, пребывало в восторге.

С одной стороны, понятно, что от «Гвоздя сезона» каждый раз ждут именно эпатажа, а от Константина Богомолова, режиссера несомненного талантливого, — использования нецензурных выражений. С другой — шутка, повторенная не второй, а 14-й раз, становится не то что не смешной, но глупой.

Что обидно, ведь несколько сцен, разыгранных в ходе церемонии, были действительно на грани гениальности.
Автор
Аркадий Бейненсон
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе