Увольнение Римаса Туминаса: Театр Вахтангова обезглавлен

Итак, случилось то, что и ожидалось после участия Римаса Туминас в шоу пранкеров Лексус и Вована, вызвавшего неимоверный скандал в культурной ( и не только)  среде - он уволен с поста художественного руководителя театра имени Евгения Вахтангова, который возглавлял 14 лет. 
ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ


Сам Римас, находящийся с 1 марта в Литве, сообщил мне в приватной беседе, что принимает такое решение и готов покинуть театр ради спокойствия самого театра. Благородно.


Что ж, дело сделано: шоу мальчиков с мультяшными прозвищами (почти что Лёлик и Болик) прямо-таки вывело на чистую воду кормящегося русской культурой иностранца. А усаженные тут же в студии эксперты (рьяность их была мне сильно подозрительна) энергично клеймили известного режиссера, обвинив в извращении их (то есть нашей) родной литературы, обнаружили в его постановках по русской классике даже маршировку нацистов, ну и заодно всех собак на него без разбору повесили за разрушение отечественной культуры. Вот только что национал предателем не назвали, поскольку Туминас - инородец. В общем, много лет он маскировался под порядочного человека, зарабатывая российские кровные денежки.

Спорить не буду и оправдывать его тоже - повелся на провокацию, как глупый  подросток, которому пообещали разговор с самим министром культуры Украины, захотел поиграть с огнём, а в результате оказался не на высоте своей яркой личности и огромного таланта. Смотреть на него мне было горько, больно, неприятно - за него, за нас. Глазам не верила.  Это не обсуждается. Сам виноват… Но вот что я вам скажу, дорогие товарищи эксперты: во-первых великих должны судить равные. Только равные  Туминасу не стали бы, я уверена, участвовать в таком дешевом шабаше, образцов которых немало  помнит наша история.

Во-вторых, стоит внимательно посмотреть - что оставил тихо закрывший за собой дверь Туминас и те, кто его клеймил? За ним - золотой век Вахтанговского (а всего то 14 лет!), постановки по русской классике, где у него Чехов, Пушкин, Толстой, Гоголь с таким почтением и прочтением, какого не встретишь у некоторых их соотечественников, за что его окрестили «литовским феноменом русского театра». Это актеры с громкими именами, с которыми он сделал их великие роли и молодые артисты, чей взлёт обеспечил тоже он - Туминас. Наконец, гордость нашей страны на международной арене, где его постановки постоянно представляли Россию - больше, чем все театры. Было это? Было. Как было и это глупое шоу с  его смонтированными ответами на вопросы. А что за вами или теми, кто уже сейчас, пользуясь моментом, готов бежать и демонстрировать какой он правильный патриот? Как, например,  экс-худрук МХАТ Горького господин  Бояков, изготовившийся с размаху плюнуть в Урганта.

Теперь самый успешный театр страны, прямо скажем, обезглавлен. Без такого лидера удержится ли он на высоте, заданной Туминасом - вопрос вопросов. Пока театром будет руководить директор - Кирилл Крок, очень сильный руководитель, и в своём обращении к труппе он написал следующее: «Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал,  трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете... Я вчера разговаривал с Римасом. Он понимает глубину своего поступка и сказал, что мы должны поступить так, как будет лучше для театра, чтобы сохранить всё лучшее, что у нас есть.

Поэтому я обращаюсь ко всем и, прежде всего, к артистам: помните, что теперь за театр отвечаем только мы с вами. Только мы и больше никто. Разрушить всё, что есть, очень просто. Построить - безумно сложно, а иногда и нереально…Наш ответ один: Театр Вахтангова продолжает работать, играть каждый день.  Давайте будем думать о театре. Ещё раз: нас ждёт очень сложный период выживания театра. У нас будет встреча с министром культуры РФ в середине мая. Пока раговоров о сиюминутном поиске или назначении художественного руководителя нет. Дальше только после консультации со всеми нами можно прийти к решению, кто в дальнейшем возглавит Театр Вахтангова в качестве художественного руководителя».

А я хочу задать вопрос, который и до жизни в новых условиях мучал: а почему не освобождают от должностей тех худруков (федеральных и московских), под чьим продвинутым руководством театры с историей и репутацией всего за несколько сезонов оказались совсем не состоятельными - художественно и экономически?  Скажите, от кого  отечественной культуре  больше вреда?

Автор
МАРИНА РАЙКИНАё
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе