В «Балтийским доме» стартует одноименный театральный фестиваль

В Петербурге в начале следующей недели стартует XXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»: десять спектаклей основной программы пройдут под лозунгом «Художественный? Общедоступный?». Вопросительный знак, разделяющий два одинаково желанных и проблемных для театра понятия, — это не опечатка на афише, а интонация и, конечно, не каприз.
Нынешний фестиваль посвящен надвигающемуся юбилею родоначальника русского репертуарного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (в начале следующего года исполнится 150 лет со дня его рождения), и в лозунге отчетливо ощущается полемика с фрагментом исходного названия его главного детища — МХТ — «художественно-общедоступный». Спустя более 110 лет вопрос о возможности сосуществования «художественного» с «общедоступным» звучит чрезвычайно остро.

Но организаторы при всей решительности (свойство и признак живого театрального организма) тщательным отбором участников снизили возможные риски. Заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра — старший вице-президент банка ВТБ Юрий Левченко отметил РБК daily, что именно такой подход из года в год и обеспечивает фестивалю высокий уровень. «В этом году зрители смогут оценить актуальные интерпретации классических произведений, сочетание различных жанров, эксперимент и новаторство в работах режиссеров и актеров, — добавил он, — а ВТБ традиционно поддерживает театр в стремлении к открытию новых творческих дарований и представлению российской публике интересных проектов».

Премьерная «Божественная комедия» знаменитого и давно признанного во всем мире литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса откроет 9 октября фестиваль и определенно задаст тон дискуссии, а современное звучание со сцены текста позднесредневекового итальянского поэта Данте Алигьери накалит творческий задор. Дальнейшая программа представляет собой своеобразную чехарду Шекспира и Чехова с вкраплениями. Эпатажный режиссер Андрей Жолдак обещает открыть новое в «Дяде Ване» (Клокрикетеатерн, Хельсинки), а мастер перекройки Люк Персеваль — в перелицованном «Вишневом саде» (Театр Талия, Гамбург), за мэтрами не отстает и дебютант Андрей Бартенев (эксцентричный перформансист и модельер), выбравший для своего первого режиссерского опыта «Трех сестер» (Проект «Открытая сцена», Москва).

Шекспировский «Король Лир» предстанет в видении классика польского авангарда Кшиштофа Ясиньского (Театр STU, Краков), а один из самых известных и значимых молодых режиссеров Европы Оскарас Коршуновас разложит фантастическую «Бурю» на двух главных героев в спектакле «Миранда» (ОКТ, Вильнюс). В одном ряду со спектаклями хорошо известных петербургскому зрителю режиссерами-радикалами стоит Bye, bye экспериментального театра Голландии Dood Paard — пьеса «Отелло» переосмыслена с учетом проблем современной Европы. «Разбавят» русскую и зарубежную классику две постановки: «После битвы» (Театр Эмилиа Романья, Модена) режиссера Пиппо Дельбоно и «Легионеры» молодого коллектива «Театр с улицы Гертрудес» (Рига).

Широта и размах программы призваны разделить ответственность за ответ на заявленный вопрос со зрителем: если лозунги прошлых лет призывали к неспешному разговору, то сегодня зритель оказывается в ситуации вынужденного выбора. И спор, видимо, будет не только о содержательном сосуществовании, но и о том, что есть сегодня художественное и что есть общедоступное?
Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе