Юрий Соломин: «Талантливым артистам порой не хватает денег даже на лекарства»

Худрук Малого театра рассказал GZT.RU о планах на открывающийся сезон, о своем отношении к кино, языку и проблемах пожилых актеров.

Малый театр 6 октября открывает сезон спектаклем «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова. Роль Фамусова исполняет художественный руководитель театра Юрий Соломин. Это не единственная роль худрука на сцене возглавляемого им театра.

Юрий Мефодиевич, а правда, что вы в нынешнем сезоне сыграете Мольера?

Да, я сыграю эту роль в спектакле «Кабала святош». Спектакль ставит режиссер Малого театра Владимир Драгунов.

Чем ваш герой будет отличаться от остальных московских Мольеров?

Тем, что его сыграет артист Юрий Соломин. Я вкладываю в эту роль свои мысли, чувства, и естественно, что они не похожи на мысли и чувства других исполнителей этой роли. Я всегда говорю своим студентам: «Эту роль никто не может сыграть так, как ты. Только ты так садишься и ходишь, думаешь и чувствуешь. И режиссер не может тебя переделать». Мне хочется, чтобы у нас получился спектакль об отношениях талантливого человека и посредственности.

Какие еще премьеры запланированы на новый сезон?

К Новому году приурочена премьера сказки Самуила Яковлевича Маршака «Умные вещи» в постановке Василия Федорова. В этом сезоне мы пригласили в Малый театр на постановку итальянского режиссера Стефано Лука из итальянского «Пикколо театра ди Милано». В прошлом году он приезжал проводить мастер-классы со студентами Щепкинского училища. Теперь поставит у нас неизвестную и до сих пор еще не переведенную в России пьесу Карло Гольдони «Влюбленные». Будет у нас и современная пьеса – «Сон героини» Александра Галина. Он собирается поставить ее сам в нашем филиале на Большой Ордынке.

На сборе труппы присутствовал Сергей Женовач. Будет ли он у вас что-нибудь ставить?

У театра есть возможность еще одной постановки. Поживем – увидим.

Зовут ли вас сейчас сниматься в кино?

Я сейчас не имею возможности сниматься в кино, разве что в совсем небольшой роли. Идет ремонт театра, труппа часто выезжает на гастроли, и я, к сожалению, не могу ничего отменить. Да и хороших ролей пока нет. Плохую роль можно превратить в хорошую, только играя ее в театре. Когда актер выходит к зрителям и остается с ними один на один. В кино он не в ответе за конечный результат. Очень многое зависит от оператора, режиссера и монтажа. Центральную роль порезать трудно, а небольшие все время режут, чтобы добиться нужного метража.

В каком фильме вы согласились бы сниматься?

Мне интересно сниматься в фильмах, в которых возникает тема пожилого интеллигентного человека, который никому не нужен. Например, как в картине «Мальтийский крест». Мой герой, некогда блиставший актер, оказался никому не нужен и уехал в деревню. Сосед по даче говорит ему: «У тебя даже мобильного телефона нет!» А он отвечает: «А зачем мне телефон? Если я понадоблюсь, меня найдут!» К сожалению, и эта фраза, и эта сцена (ради которой я и согласился сниматься) в окончательный вариант фильма не вошли. Надеюсь, что они войдут в телевариант картины, как и важные для меня реплики о том, что сейчас пытаются сделать с русским языком, и о том, что показывают по телевидению. Мне кажется, что настоящий русский язык можно услышать только в Малом театре. Иностранцы специально приходят на наши спектакли, чтобы послушать, как он звучит. Это действительно так. Актеры Малого театра не коверкают и не переставляют фраз в пьесах Толстого, Островского или Горького. Но послушайте, как говорят дикторы на телевидении! А какие неграмотные сейчас выходят книжки! Мне кажется, что их вообще никто не редактирует. Иногда читаешь – и хочется сесть, взять в руки карандаш и начать исправлять ошибки.

Как вы относитесь к последним языковым реформам?

Я не согласен с этими языковыми «реформами» и «новшествами». Они дают право некоторым начальникам, которые и так плохо говорят по-русски, даже не задумываться о том, что они неправильно расставляют ударения. Ведь раньше культурный человек всегда правильно говорил. А теперь один скажет неправильно, и все вокруг него начинают эту ошибку повторять.

Вы сказали, что вас волнует тема ненужности талантливого человека. Считаете ли вы, что она сейчас стала актуальной?

Конечно! Сейчас особенно тяжело приходится интеллигенции. Вы бы знали, сколько талантливых людей от этого страдают. Я не хочу называть имена тех, кто еще жив. Из тех, кого уже нет, вспомним Нону Мордюкову. Ведь если бы Черномырдин не подарил ей квартиру, она бы так и умерла в однокомнатной квартире и старом доме. А ведь Нона Викторовна сделала очень много для кинематографа и для создания образа русской женщины! Таким артистам нужно при жизни ставить памятник. А у них порой не хватает денег даже на лекарства.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе