Юрий Ваксман: “Театр не станет элитарным искусством”

27 марта во всем мире отмечают день театра, а в Ярославле после длительного перерыва стартовал международный фестиваль театра и кино “Золотая крыша”. Фестивальные показы проходят в Ярославском камерном театре под руководством Владимира Воронцова. “Улица Свободы” встретилась с организатором фестиваля, актером и директором Ярославского камерного театра Юрием Ваксманом. Мы поздравили господина Ваксмана с праздником и узнали, в чем специфика камерных театров, должен ли художник быть политически активным и как к этому относятся зрители.
“Улица Свободы”: Ярославский Камерный театр - единственный в России репертуарный частный театр с постоянной труппой и штатными сотрудниками. Билеты всегда раскуплены полностью. Проходят фестивали. В чем секрет успеха?
Юрий Ваксман: Секрета никакого нет. Просто мы любим то, чем мы занимаемся, и театр для нас это второй дом, если не первый. Это наше настоящее, прошлое, будущее. Вот и все. Тот результат, который мы имеем, - это большое счастье для меня, моих друзей, партнеров.

Не идет ли все к тому, что зрителю интересны маленькие камерные театры, возможно частные, больше, чем государственные?
Я не стал бы сравнивать. Зритель находит в каждом театре что-то очень важное для себя. У людей огромный интерес к Волковскому театру, к его бурной жизни. Я люблю туда ходить. А вот в ТЮЗе, возможно, есть проблемы в творческом отношении. Но не мне об этом судить.

Конечно, Камерный театр интересен тем, что ты со зрителем разговариваешь на полутонах. Ты можешь ему донести определенные мысли и внутренние чаяния именно на камерной сцене. Хотя, когда у тебя зал - 800 зрителей, и ты этим залом владеешь... Это тоже здорово. Я скажу так - дело не в камерности, дело в искусстве. Как говорил Олег Николаевич Ефремов: “Все театры перед искусством равны”. Не важно - маленькая или большая сцена.


Есть мнение, что театр становится элитарным искусством. Вы согласны?
Театр не может стать элитарным искусством. В театре все равно есть момент развлекательности. Должна быть интересная форма и глубина , мысль. Вот в 90-х годах было тяжело, а сейчас театры полные - в Москве, в Санкт-Петербурге и у нас в том числе.

То есть театры не останутся без зрителя?
В России не останутся однозначно. Да и в мире тоже. Театр - это нечто живое. Телевидение, интернет - это замечательно, но театр... Вот он - живой человек. Не через экран, а прямо перед тобой. И ты никак обмануть его не можешь.

А как вы относитесь к современным необычным интерпретациям классики?
Нормально. Каждый в праве искать свою дорогу в творчестве. Главное, чтобы был разговор со зрителем, а не просто самовыражение. Чтобы читалась мысль, а не просто возможность показать, какой я интересный, я придумал вот так вот.

Много интересных интерпретаций классических произведений будет показано в рамках фестиваля “Золотая крыша”. В этом году он возобновился в Ярославле. Как вы оцениваете его перспективность?
Очень высоко. К нам приехало столько интересных театров. Фестиваль нужен городу - зрителю это интересно, билеты проданы. Кроме того, это положительно влияет на имидж Ярославля. Любой приезд гостей дает городу только плюс.

Сейчас многие творческие люди, в том числе занимающиеся современной драматургией, жалуются, что прожить за счет собственного творчества невозможно. Народ хочет одного, душа просит другого.
Кто видел наши спектакли знает - у нас есть и вполне коммерческие вещи, поставленные Владимиром Александровичем Воронцовым, но они сделаны с мыслью, с духом, с глубиной. Не надо говорить, что зритель не понял. Надо объяснить. Поверьте, зритель - все поймет.



Считаете ли вы, что творческие деятели должны высказывать свою гражданскую позицию и вмешиваться в политику?
Я объясню. Высказывать свою позицию они обязаны, но вмешиваться и заниматься политикой не должны. Это съедает изнутри.

Почему я не могу сказать, кому я отдаю предпочтение и почему? Я же не призываю голосовать вместе со мной, понимаете. Я высказываю свою точку зрения. Если она как-то на кого-то влияет - ну извините. Это моя личная позиция. Это не значит что я занимаюсь политикой.

Некоторые деятели культуры сейчас активно проявляют себя в политической сфере. Например, Станислав Говорухин.
Говорухин имеет право на все - на любой шаг, пусть даже политический. У него всегда была своя точка зрения на происходящее в стране. Я считаю, что такого масштаба люди имеют полное право заниматься тем, чем они хотят.

Такая активность не бросает тень на творчество?
Я знаю, что Михалков многим не нравится своими взглядами на политику. Но кто зачеркнет “Рабу любви”? Кто посмеет зачеркнуть его картины? Конечно, его последняя работа о войне - спорная, но творческий человек имеет право на ошибки. На то он и творческий человек - он находится в поиске. А то, что Никита Сергеевич - талантливый режиссер, это даже не обсуждается.


Юрий Ваксман в фильме "Ярослав. Тысячу лет назад" (2010).

У вас есть любимые драматурги, пьесы?
Да, Чехов прежде всего. Уильямс. Люблю Рустама Ибрагимбекова, я работал в его пьесах. Очень люблю драматурга Рокотова, которого никто в России не знает. Зато мы играем две его пьесы. Я его обожаю.

Над чем хотели бы поработать?
Я бы хотел, что бы это было просто что-то интересное, очень трогательное и веселое. Мне очень нравится грузинское искусство тем, что в нем, особенно в короткометражках, есть все - и комедия, и грусть.

"Улица Свободы"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе