Завершился фестиваль "Будущее Театральной России"

28 апреля площадь перед театром имени Федора Волкова в Ярославле до поздней ночи оглашалась звуками музыки и топотом ног - площадь танцевала по случаю закрытия фестиваля БТР. Это вовсе не страшные бронетранспортеры, теребящие уши москвичей в предпраздничные майские ночи. Это само "Будущее Театральной России", фестиваль, который уже в пятый раз проходит на родине профессионального русского театра.


Вместе с подъемом Театра им. Федора Волкова, ставшего в этом году обладателем сразу двух "масок" (за лучшую мужскую роль - Виталий Кищенко-Платонов и лучший спектакль - "Пьеса без названия" в постановке Евгения Марчелли), фестиваль театральных школ тоже вдохнул с новой силой. С 22 по 28 апреля в Ярославле собрались те, кто является лидерами театральной педагогики: Лев Додин, Сергей Женовач, Алексей Бородин, Виктор Рыжаков, Анатолий Праудин и даже... Алексей Учитель (тоже причисленный к сонму театральных педагогов в качестве мастера актерского курса во ВГИКе). Приехали и иностранные мастера - педагоги Британской Академии экранного и сценического боя Роза Николас и Андрей Заяц провели мастер-класс по сценическому движению.

На сцене Первого русского состоялись профессиональные дебюты будущих звезд кино и театра. В программе фестиваля дипломные спектакли выпускников ГИТИСА и ВГИКа, Школы-студии МХАТ и Щукинского училища, театральных вузов Петербурга, Саратова, Новосибирска, Ярославля и других городов. Почти полтысячи актеров из 15 театральных вузов страны в течение фестивальной недели показали 18 дипломных спектаклей. Кроме того, на фестивале работало жюри премии имени Михаила Царева, которая присуждается раз в год одному из актеров-выпускников и одному из педагогов по актерскому мастерству.
Посвященный в этом году 150-летию со дня рождения Станиславского, фестиваль включил несколько событий, прямо связанных с наследием реформатора театра - прежде всего, лекции Льва Додина и Сергея Женовача, а также спектакль-мастер-класс Анатолий Праудина "Брехт против Станиславского". Это сложнейшая работа Экспериментальной сцены Театра-фестиваля "Балтийский дом", первая часть которой связана с тем фрагментом "Работы актера над собой", где Станиславский предлагает этюд о сжигании денег. Трое актеров долго обживают пустое пространство, с какой-то неимоверной точностью передают невидимую, но ощутимую благодаря их вере фактуру стен, конфигурацию окон и дверей. Но внезапно вполне бытовое пространство на глазах преображается в пространство черной комедии. Праудин и его актеры создают ситуацию, при которой публику сотрясает одновременно ужас и смех - такое сгущение абсурда, которое образуется в их импровизации (а это чистая импровизация), кажется невозможным, но именно такие дикие и нереальные истории порой случаются с людьми. Вторая часть спектакля - это попытка понять, что такое эпический театр Брехта, его теория отстранения. Импровизируя на тему работы Брехта "Покупка меди", все те же актеры размышляют как "здесь и сейчас" Станиславского отличается от "там и тогда" Брехта, как рассказ о событии создает свободу и интеллектуальную дистанцию по отношению к нему, а показ события, напротив, эмоционально вовлекает публику, в каком-то смысле - насилует ее восприятие.

Безусловным фаворитом фестиваля стал спектакль "Скапен" (режиссер Владимир Смирнов), созданный в Мастерской Сергея Женовача в Российском университете театрального искусства - ГИТИС. Простота и убедительность, выразительность и психологическая точность, с которой шесть молодых актеров на пустой сцене купаются в пространстве Мольера, вызвали искреннее восхищение и профессионалов, и зрителей.


Пищу для дискуссий и размышлений дали интересные и глубокие спектакли - такие как этюды по роману Достоевского "МЫкарамазоВЫ" , поставенный Виктором Рыжаковым на курсе Аркадия Райкина (Школа-студия МХАТ), или "Футуризмзрим" (режиссер Юрий Васильев) Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Анатолия Праудина). Не очень убедительной оказалась попытка вступить в диалог с поэзией ХХ века в спектакле "Люблю? Не знаю…", сделанная на курсе Алексея Учителя в университете кинематографии (ВГИК).

Стабильно качественные работы показывает уже несколько лет подряд и театральный институт самого Ярославля ("В овраге" Чехова мастера курса и режиссера Олега Нагорничных) . Об этом говорили на конференции по театральной педагогике, которая завершала фестиваль. Ведущий ее ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев предложил превратить фестиваль "БТР" в одну из театральных "бирж" - место, куда непременно должны приезжать директора и худруки театров, чтобы искать для себя новых актеров. Впрочем, как выяснилось, директор фестиваля Юрий Итин и его худрук Ольга Никифорова разослали письма с приглашениями во все театры страны, но воспользовались им единицы.


Несмотря на необыкновенную атмосферу молодежного форума в Ярославле проблемы театрального образования выявились там с огромной силой. Кто-то из педагогов даже горько пошутил, что институты выпускают сегодня студентов не благодаря, а вопреки государственной политики в области специального художественного образования. Тем не менее, все разъезжались с надеждой на новую встречу в апреле будущего года в Ярославле.




Российская газета 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе