Здесь рождается спектакль

О том, как создается визуальный образ кукольной постановки рассказала художник-постановщик Ярославского театра кукол Елена Береснева. В бутафорском цехе пахнет одновременно клеем, краской, деревом и кофе. Здесь, в сердце Ярославского театра кукол, рождаются персонажи самых разных спектаклей, из обрезков бумаги и ткани возникают макеты декораций, от которых вскоре захватит дух у зрителей. Театральная постановка – всегда результат совместной работы большого коллектива: режиссера, художников, актеров, осветителей, рабочих сцены…
Но именно в кукольном спектакле работа художника выходит на первый план. Ведь от того, какими он увидит персонажей пьесы, во многом зависит то, какие эмоции вызовет театральное действо у зрителей.
 – Конечно, работа над оформлением спектакля начинается с самой пьесы, – рассказывает Елена Береснева. – Учитывая возможности театра и состав труппы, режиссер определяет, какие персонажи будут участвовать в постановке, сколько их будет. Как правило, заранее известно, кто из актеров какого персонажа будет оживлять. При создании кукол мы стараемся это учитывать. Хотя, конечно, все предугадать невозможно: случается и так, что актера по какой-то причине заменяют уже в процессе репетиций.

В мастерской Елены Александровны десятки книг: сборники сказок, книги по истории игрушки, издания о моде и о старинной мебели и даже энциклопедии, посвященные музыкальным инструментам, птицам, бабочкам… Все эти материалы необходимы для работы: в них художник-постановщик черпает вдохновение и знания, чтобы создать цельный и убедительный образ.

Сначала – система

В ходе работы над спектаклем режиссер и художник-постановщик решают, какие системы кукол будут использоваться в спектакле.

 – Этот выбор зависит от самой пьесы, – поясняет Елена Береснева. – Можно, конечно, и «Гамлета» решить в петрушках, но это будет уже совсем другая пьеса. В современном театре перчаточные куклы используются редко. Им на смену пришли марионетки. Актеры управляют ими при помощи нитей, прикрепленных к специальному приспособлению – ваге. Еще одна распространенная система – тростевые куклы. Они с давних времен существовали на Востоке, а в Европе их впервые стали использовать советские художники-кукольники Ефимовы. К рукам таких кукол прикреплены трости, благодаря которым кукловоды могут разнообразить жестикуляцию персонажей. Куклы этой системы часто используются в театре имени Образцова. Иногда одного персонажа водит до шести актеров.
– В современном театре используются самые разные куклы, – говорит Елена Александровна. – Часто в одном спектакле применяется несколько систем. Даже для одного персонажа иногда изготавливается несколько различных кукол. Золушек, например, у нас было три. Героиня представала перед зрителями в разных нарядах, а быстро переодеть куклу не так-то просто, а часто и невозможно. Для «Алисы в стране чудес» мы делали несколько кукол разных размеров и разных систем, чтобы показать изменение роста девочки и добиться других интересных эффектов. А в «Карлике Носе» главных героев было сделано пять. Бывает и так, что дублируется не вся кукла, а только ее часть. Например, если персонажу предстоит выглядывать из окна высокой башни, куда сложно подняться актеру, бутафоры делают копию верхней половины куклы, которую можно поднять вверх на шесте.
Эскизы и макеты
 Когда система определена, начинается разработка самих кукол и декораций. Вдохновение художник черпает отовсюду. Так, например, идея «живых» кубиков из спектакля «Алиса в стране чудес» была навеяна оригинальным календарем, подаренным Елене Бересневой в санкт-петербургском театре и долгое время без дела лежавшим в мастерской.
– Сначала я делаю эскизы и наброски, – рассказывает Елена Александровна. – Затем леплю макет будущей куклы: сначала в уменьшенном виде вылепливаю куклу целиком, а затем – голову в натуральную величину. Это позволяет увидеть персонажа в объеме, понять, как он будет выглядеть на сцене. Для лепки я использую смесь обычного детского пластилина со скульптурным, поскольку сам по себе скульптурный пластилин очень жесткий, и когда делаешь кукол по двадцать для спектакля, с ним работать тяжело. Обязательно создаются макеты и для декораций. (макет создается  в первую очередь, а куклы-позже )

– Я для себя делаю приблизительный небольшой макет из обычной бумаги. А потом, тщательно просчитав размеры, собираю основной макет в масштабе 1 к 10, - говорит Елена Береснева. – Когда начнется работа над декорациями, мастерам нужно будет просто измерить детали и исполнить их в масштабе. Художник учитывает и ряд технических деталей: как менять декорации в ходе спектакля, где будут находиться актеры, куда вмонтировать механизмы или светотехнику для создания необычных визуальных эффектов…

– Я всегда слежу, как идет работа над куклами и декорациями для спектаклей, визуальное оформление которых разрабатываю, – признается Елена Береснева. – Чтобы не возникало недопонимания, и персонажи выглядели именно так, как должны.
Тонкости исполнения
Над визуальным оформлением спектакля трудится немалый коллектив. В штате Ярославского театра кукол, помимо художника-постановщика, шесть художников-бутафоров, швея, столяр, два механика, которые не только работают над куклами, но и помогают делать декорации. Координирует процесс заведующий постановочной частью. Бутафоры кукольного театра – мастера на все руки. Большинство из них по образованию художники. Приходят сюда и из  швейных училищ, и из специализированных театральных учебных заведений. Специфику работы с театральными куклами новые сотрудники обычно осваивают уже на практике: учатся друг у друга, усваивают различные хитрости.
– Отдельная наука – одеть куклу, – приводит пример Елена Береснева. – Во многих театрах это делает швея. Но результат не всегда хорош. Есть, конечно, швеи, которые профессионально работают с театральными куклами, но неопытные  могут так сделать костюм, что кукла просто не будет работать. Много тонкостей нужно учитывать. Есть, например, детали, которые не пришиваются, а приклеиваются к кукле… Поэтому у нас в театре кукол одевают бутафоры. В обязанности швеи входит не менее ответственное дело – изготовить костюмы для актеров. В современном кукольном театре часто используется так называемый живой план, когда кукловод работает с персонажем открыто, на глазах у зрителей, а иногда даже вступает с ним в диалог. Так что одеяние актера оказывается не менее важной деталью спектакля, чем кукольный костюм.
Над созданием кукол Елена Береснева всегда работает сама, часто берясь за совсем не женские инструменты и занимаясь, например, резьбой по дереву. Руками Елены Александровны мастерски вырезаны головы персонажей спектаклей «Златовласка» и «Рождественская история». Работа с лицом куклы – зона особой ответственности. Ведь даже неподвижное лицо должно выражать эмоции, зачастую противоположные.
– Чтобы добиться эффекта смены эмоций, можно по-разному вырезать правую и левую части лица. Тогда при каждом новом повороте или при изменении освещения кукла будет смотреть по-новому, – делится секретом Елена Береснева. – Опытные актеры знают это, подмечают особенности каждой куклы и используют их для создания более убедительного образа персонажа.
 Жизнь после спектакля
Рядом со сценой Ярославского театра кукол есть помещение с сундуками и специальными вешалками. Здесь куклы живут между спектаклями. А вот персонажей постановок, вышедших из репертуара, может ждать самая разная судьба.
– Куклы, не использующиеся в нынешнем репертуаре, хранятся на складах, - говорит Елена Александровна. – Некоторые остаются у нас в мастерской. Вот, например, кукла из спектакля «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Гарсиа Лорки. Она была создана около тридцати лет назад. Иногда спектакль, сойдя со сцены Ярославского театра кукол, обретает новую жизнь в другом месте. Богатая путешествиями жизнь выпала на долю спектакля «Русалочка». Этот спектакль был создан совместно со студентами Ярославского театрального института и сначала шел на студенческой сцене. Затем возникла идея немного дополнить постановку и играть ее в Ярославском театре кукол. А в 90-е годы «Русалочка» отправилась в Мытищи, в театр кукол «Огниво», основанный ранее работавшим в Ярославле актером Станиславом Железкиным. А иногда декорации и куклы сошедшего со сцены спектакля используются для других постановок. Правда, случается такое крайне редко и только в том случае, если над обоими спектаклями работает один и тот же художник.
– Так было со спектаклем «Огниво», – вспоминает Елена Береснева. – Он был сделан 26 лет назад. Спектакль шел недолго (каких-нибудь 5-6 лет). Для основного зрительного зала он был маловат, а на камерной сцене не хватает высоты для работы с марионетками. Какое-то время спектакль жил в музее, а потом из него решили сделать «Принцессу на горошине». Всех кукол переделали. Кому-то отрезали ноги, кому-то добавили новые детали… И только одну куклу – принцессу – я не дала трогать. Забрала ее к себе, а для спектакля сделали новую. До сих пор кукла-принцесса из «Огнива» висит в мастерской Елены Александровны. Художник называет эту куклу своей любимицей.
 Фото Сергея Белякова
Автор
Мария Демидова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе