Зла хватает

Прошел театральный фестиваль в Сибиу.
В румынском городе Сибиу прошел 23-й Международный театральный фестиваль, один из крупнейших в Европе. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Фото: Mihaela Marin / sibfest.ro


Из тех, кто не следит внимательно за развитием мирового фестивального движения, мало кто сразу верит, что в Сибиу, сравнительно небольшом, пусть и считающем себя столицей богатой на историческое наследие Трансильвании, румынском городе, проходит один из самых больших и интересных театральных фестивалей мира. Меж тем это факт. Фестиваль в Сибиу придумали в начале 1990-х годов, вскоре после падения коммунизма. Тогда во всех восточноевропейских странах появились международные театральные фестивали — многие из них, придуманные тоже не в столицах (в польском Торуне, чешском Пльзене, словацкой Нитре), живы до сих пор, но ни одному из них не удалось вырасти в столь же представительное предприятие, как детищу неутомимого актера, продюсера и директора местного театра "Раду Станка" Константина Кириака. Выражение "восточноевропейский Авиньон" по отношению к фестивалю в Сибиу уже не просто затерто, его, глядишь, скоро придется перевертывать — как бы Авиньонскому фестивалю, если на нем дела будут идти так, как они идут в последние пару лет, не превратиться всего лишь во "французский Сибиу".

На примере Сибиу можно наглядно изучать современные представления о культуре как триггере экономики и социального прогресса. Впервые я побывал на фестивале лет 20 назад — в местном музее искусств криво висевшие шедевры старых мастеров освещались мигающими лампочками, вечером в Сибиу было негде поесть, старый город казался полуразрушенным, в нем была всего одна пристойная гостиница. Да и сам фестиваль казался амбициозной, но самодеятельной затеей — где, что именно и во сколько начнется, узнать можно было с трудом. Конечно, глупо утверждать, что именно благодаря театральному фестивалю сегодня Сибиу выглядит удобным и нарядным, с множеством гостиниц, развитой экономикой и новым международным аэропортом. Но не в последнюю очередь благодаря театральному форуму — теперь уже далеко не единственному фестивалю в Сибиу — несколько лет назад город получил статус "культурной столицы Европы", прославился, сюда пошли инвестиции, в несколько раз увеличился поток туристов. Бывший мэр Сибиу Клаус Йоханнис завел правило: на культуру выделяется более 10% городского бюджета — говорят, это самый высокий показатель в мире. Цифра сохраняется и теперь, после того как Йоханнис (кстати, как и многие уроженцы Сибиу, этнический немец) был избран президентом Румынии. Культурный расцвет его родного города, разумеется, был существенным аргументом в президентской избирательной кампании.

Нынешний фестиваль собрал не только спектакли многих крупных европейских режиссеров (Люка Персеваля, Томаса Остермайера, Кристофа Марталера, Алвиса Херманиса и т. д.) и россыпь любопытных постановок с географическим охватом от Индии до Канады, но и фестивальных менеджеров со всех континентов. Есть в Сибиу и программа "офф", и молодежная секция, и подборка уличных спектаклей, и бесконечная череда семинаров и конференций — все как у самых больших. Аллея славы со звездами в честь знаменитых режиссеров и актеров пополнилась новыми именами; ведет она от "Талии", старейшего театра Румынии, к будущему новому зданию театра "Раду Станка", который должны построить через несколько лет. Предмет гордости местного театра — спектакли крупнейшего румынского режиссера Сильвиу Пуркарете: два из них, "Метаморфозы" и "Фауст", столь размашисты, многонаселены и сложно сочинены, что играются на специально построенных для этих представлений площадках в отдалении от центра города.

Вообще Сильвиу Пуркарете особенно выразителен в масштабных театральных высказываниях (в Театре имени Вахтангова вскоре состоится премьера его "Мнимого больного"). Действие "Метаморфоз" Овидия разворачивается под открытым небом, игровой площадкой служит огромный бассейн, в котором бродят, плавают, скачут, бесятся, томятся и нежатся десятки актеров. Персонажи античных мифов появляются у Пуркарете словно из раскрытого театрального занавеса — и весь спектакль, собственно говоря, смотрится как гимн всепобеждающей театральной фантазии, которая всех приводит в движение, провоцирует и людей, и пространство на нескончаемые "метаморфозы". Иногда главки этого эпического водного опуса напоминают цирковые номера, но в спектакле-обозрении Сильвиу Пуркарете находится место и язвительной сатире, и многомудрому гротеску, и неожиданной, деликатной лирике.

Прославивший румынского мастера "Фауст" исполняют в закрытом помещении, но по густоте и яркости зрелищности он превосходит "Метаморфозы". В версии трагедии Гете тоже принимают участие десятки актеров, а в роли Фауста на огромную сцену выходит знаменитый румынский актер Илие Джордже, но прежде всего это спектакль о неутомимом андрогине, изобретательном и тяготящемся своим знанием человеческой природы Мефистофеле, которого играет прекрасная актриса Офелия Попий. Спектакль начинается в огромном, будто разрушающемся зале, похожем на кладбище человеческой цивилизации,— призраки оживают в его окнах и шкафах, за дверями и под полом, набегают на сцену целой стаей откуда-то из-под зрительного зала. Но и сами зрители не остаются неподвижными: в середине спектакля декорации словно распахиваются и всю публику уводят вглубь пространства, в потусторонний мир, где случается бесстыдная, развратная и шумная Вальпургиева ночь. Фауст здесь превращается в размалеванного, опустившегося дурачка. Затеявшему же великолепный карнавал Мефистофелю в таком мире, где победило зло, оказывается одиноко и пусто — он обрекает на мучения сам себя, и ему одному в спектакле Пуркарете нельзя не посочувствовать.
Автор
РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе