Закономерно ли, на ваш взгляд, то, что сериал становится значимым культурным явлением, во многих отношениях более значимым, чем кино?
Когда кино только появилось, были опробованы две модели его дальнейшего развития - Люмьеровская и Эдисоновская.Кинетоскоп Эдисона - это прибор, в который мог смотреть только один человек. В первом кинозале Эдисона стояло десять кинетоскопов и толпа зрителей стояла, дожидаясь своей очереди посмотреть в окуляры. Люмьеры первые придумали показывать кино на большом экране большой группе людей. Почти сто лет зрители смотрели кино в залах. А сейчас, похоже, эдисоновская модель берет реванш. Кино смотрят дома по телевизору, на видео, на компьютере, на планшетниках и мобильных телефонах. Естественно, в этом случае сложно добиться качества кинозрелища и центр внимания перемещается с картинки на сюжет и диалоги. «Большое», прокатное кино сегодня в основном направлено на развлечение зрителя и привлекает по большей части подростков, которым важны аттракционы и спецэффекты. А серьезные темы ушли на телевидение. Причем не эфирное, а кабельное, аудитория которого более ответственна и требовательна. Подписчики премиум-каналов платят довольно большие деньги за то, чтобы с ними разговаривали как со взрослыми. Без цензуры. Без ханжества. Без умолчаний. Век за веком человечество пытается объяснить самому себе самого себя. В разное время для этого используются разные носители. Во времена Гомера это была эпическая поэзия. В эпоху Возрождения - живопись. В 19-м веке - роман. В 70-е годы прошлого века - кино. Сегодня главным носителем смысла является телесериал.
Кстати, любопытно, что во все времена эти главные носители смысла не осознавались как таковые, а считались низкими жанрами. Стихи Гомера читали во время пиров и оргий - просто для развлечения. «Божественная комедия» Данте написана фактически непечатным языком. Даже сам Данте главными своими произведениями считал не «Комедию», а высокопарные тексты, написанные на благородной латыни. И вот, поди ж ты, - латынь его все забыли, а «Божественную комедию» читают до сих пор. В 19-м веке высоким жанром считалась трагедия, а романы писали все, кому не лень. Кстати, именно Бальзак и Диккенс были первыми авторами сериалов - их романы печатались с продолжениями в газетах и маленьких книжечках. То же самое было с кино - Феллини, Антониони и Бергман не задумывались о том, что они делают великие произведения искусства. Они снимали кино для зрителей. Сегодня художников такого уровня в кино нет, поскольку, назовем ее так, «умная» аудитория сегодня сидит не в кинотеатре, а перед экраном телевизора или компьютера. Поэтому нынешние бергманы пишут и снимают сериалы.
Наиболее популярны сериалы американские, также широко известны британские, в каких еще странах делают стоящие сериалы? Например, в Израиле. Американские сериалы «In treatment» («Лечение») и «Homeland» («Родина») - это адаптированные израильские форматы. Очень интересные сериалы снимают в Дании. «Borgen» («Правительство), «Broen» («Мост»), и особенно «Forbrydelsen» («Убийство» - также адаптированное в Америке) - наверное, можно говорить о целой скандинавской волне.
Как вы оцениваете будущее отечественных сериалов? Чего в них в первую очередь не хватает? Есть ли шансы сравняться по уровню с зарубежной продукцией? Отличается ли ситуация с отечественными сериалами от ситуации с отечественным кинематографом?
Сейчас российский сериальный рынок переживает период стремительного роста. И все проблемы этого рынка - это проблемы роста. Прежде всего, это нехватка квалифицированных кадров. Здесь продюсеры обычно говорят о нехватке сценаристов, но я бы сказал, что перепроизводства толковых продюсеров в России тоже не наблюдается. Но главное - нет устоявшихся правил, традиций, культуры производственных взаимоотношений, нет авторитетов, нет художественных критериев. Хотя постепенно происходит самоорганизация рынка. Например, сценаристы создали Сценарный цех. Это неформальное сообщество, в нем нет руководителя, правления, членских взносов и партбилетов. Участники Цеха проводят для коллег семинары, лаборатории, обеспечивают обмен информацией между авторами. Информация о недобросовестном поведении любого участника рынка мгновенно становится известна всем. Это помогает цивилизовать рынок, убрать с него случайных людей. В конечном счете, это приведет к повышению качества продукции. Что же касается сравнения с отечественным кино... мне кажется, оно некорректно. Производство сериалов является бизнесом - производитель заинтересован в удешевлении и повышении качества продукции. Обычно (хотя и не всегда) более качественный сериал имеет более высокий рейтинг и, соответственно, кинокомпания получает следующий заказ.
Производство кино в России бизнесом не является. Поскольку кинопроката у нас практически не существует, производители, назовем это деликатно, стараются получить свой профит на стадии производства.
Кстати, при всех недостатках такой модели и именно благодаря ей, в России снимается довольно много хорошего артхаусного кино. Правда, его мало кто видит.
Что бы вы сказали про современные сериалы тем, кто по-прежнему считает их развлечением для домохозяек?
Я бы советовал их для начала посмотреть. Не думаю, что домохозяйки что-нибудь могут понять в работах Дэвида Милча, который, кстати, сейчас снимает сериал по произведениям Уильяма Фолкнера - а это далеко не самая простая литература в мире.
Какие именно проекты обусловили/ознаменовали собой выход сериалов на нынешний уровень?
Первым был сериал «Оз» на канале HBO, а самым заметным - «Сопрано». В то же время на эфирных каналах с огромным успехом прошли «Отчаянные домохозяйки», «Лост» и «Доктор Хаус», которые соединили в себе качественный сторителлинг и простоту для восприятия. Как раз «Лост» смотрели все - и интеллектуалы, и домохозяйки.
Как вы считаете, есть ли в области сериалов какие-то темы, сегменты аудитории, которые остаются пока не охваченными и еще только ждут своих первопроходцев?
Западное ТВ старается быстро реагировать на запросы аудитории. Например, тот же канал HBO снимает очень интересные телефильмы на скучные, но важные темы - о финансовом кризисе, о Саре Пэйлин. И это художественное кино, не документальное! Есть проблема, есть запрос аудитории - объясните нам, что там произошло на самом деле. И телевидение объясняет. У нас такого, конечно, нет. И это даже не злая воля властей. Просто у аудитории нет потребности в объяснениях. Аудитория хочет развлечения. Сегодняшний зритель не хочет смотреть в зеркало, он хочет смотреть на красивую, идеалистическую картинку и верить, что эта картинка - про него. При этом реальные проблемы остаются неотрефлексированы обществом и загоняются куда-то в подсознание. Где художественные фильмы о Евсюкове, о ювенальной юстиции, о «Pussy Riot»? С историей та же беда. На исторические темы снимаются или сказки или страшилки. А честных попыток понять, каким было наше прошлое, нет. Смутное время, война 1812 года, первая мировая война - сплошные пробелы. Сегодня этими темами занимается только одно культурное учреждение в стране - частный, созданный энтузиастами «Театр.doc».
Есть ли у вас какой-то собственный прогноз относительно того, что нового и особенного может быть выпущено в ближайшее время?
Прогнозировать конкретные темы очень сложно. Самое главное событие, которого я жду, - это переход на вертикальное программирование (когда сериалы демонстрируются по одной серии в неделю, а не по две за вечер). Два года назад у Первого была неудачная попытка, которая стоила каналу проигранного сезона. Но я надеюсь, будут и другие попытки и более удачные. Не буду вдаваться в детали, но переход на вертикальное программирование очень важен для производства. Он позволит значительно поднять качество сериалов.
Какие сериальные жанры представляются вам наиболее перспективными, а какие, наоборот, должны, наконец, исчезнуть (если такие вообще есть)?
Понимаете, я, например, не люблю мыльную оперу. Но это не значит, что это плохой жанр. Все жанры будут продолжать существовать в своих таймслотах и на своих каналах. Мыльные оперы - в дневном эфире, комедии - на молодежных каналах, детективы, приключенческое и историческое кино - в прайм-тайме. Моя специализация как сценариста - детектив. Надеюсь, этот жанр никогда не выйдет из моды.
Сериалы и интернет: как одно влияет на другое?
Все, что широко обсуждается, - это все-таки проекты сделанные для телевидения, хотя бы и кабельного.
Делаются ли принципиальные шаги в сторону создания сериалов для интернет-аудитории? Или эта «ветвь эволюции» оказалась скорей тупиковой?
Очень интересный вопрос. Знаете, сценаристы очень любят между собой помечтать о том, что у нас тоже когда-нибудь будут такие же крутые сериалы как на HBO. Для этого нужно, чтобы у нас появились такие же кабельные каналы, как HBO, Showtime и Starz. На самом деле кабельных каналов у нас сейчас почти столько же, сколько в США. Просто все они - пакетные, подписка стоит копейки и продается пачками по цене сто штук за пять баксов в месяц. Премиум-каналов типа HBO, подписка на которые стоит десятки долларов в месяц, нет и не предвидится. Дело том, что канал HBO своих нынешних подписчиков собирал с 70-х годов и собирал отнюдь не сериалами, а спортивными трансляциями. У России этих сорока лет не было и не будет, поскольку распространение контента в течение ближайших лет пяти уйдет в интернет. Когда я года три назад читал во ВГИКе курс по интернет-сериалам, даже на западе для интернета снимали дешево и коротко - серии по 4-7 минут. Иначе это кино просто не отбивалось. В прошлом году интернет-портал «Netflix» выпустил «Лилиехаммер» - полноценный восьмисерийный сериал с большими звездами в главных ролях. И заказал еще два сериала. Дальше будет больше. Кабельные каналы тоже постепенно будут переходить на распространение через интернет. И в итоге через 4-5 лет производители вообще перестанут нуждаться в посреднике в виде канала (как писатели давно перестали нуждаться в издателе). Сериалы и фильмы будут распространяться напрямую через интернет. И оплата будет производиться из рук в руки - от зрителя производителю. Возможно, будет работать и вторая модель - рекламная. Но рекламу тогда будут вставлять прямо в кадр во время действия, чтобы нельзя было вырезать. Ну и естественно, брендед контент и прочий продакт плейсмент зацветет пышным цветом. Попытки снимать для интернета у нас предпринимались неоднократно, но все это было на коленке и, никого не хочу обидеть, но выглядело и продолжает выглядеть ужасно. Но ситуация мгновенно изменится, когда на этот рынок выйдут крупные производители, обладающие не только ресурсами, но и вкусом - например ЦПШ или СТВ.
Является ли опыт отечественного зрителя, предпочитающего скачивать все в торрентах, уникальным? Можно ли говорить о влиянии подобного способа просмотра на получаемые впечатления?
Торренты - это всего лишь способ получения контента. От них мало что зависит. Возможно, после вступления России в ВТО, пиратства будет меньше и появятся легальные сервисы, где за определенную плату можно будет скачивать сериалы с качественным переводом и озвучкой. На количество и качество сериалосмотрения это повлияет мало. И, кстати, на доходах авторов это тоже никак не отразится.
В России довольно странное авторское законодательство. Авторами фильма являются три человека - режиссер, сценарист и композитор. Однако авторские отчисления получает только композитор. Так что композиторы, видимо, будут зарабатывать еще больше.
Ваша пятерка лучших из когда-либо снятых сериалов?
Не хотелось бы сталкивать лбами любимых авторов, поэтому в алфавитном порядке: «Безумцы», «Во все тяжкие», «Дедвуд», «Клан Сопрано», «Прослушка», «Студия 60», «Тримей». Семь получилось. Ну, пусть будет семь.
Давайте представим: на землю прилетели пришельцы и хотят поскорей разобраться в том, что у нас тут происходит. Какие шоу вы бы посоветовали им посмотреть для этой цели?
«Ньюсрум» Аарона Соркина. Может быть, хотя бы инопланетяне проникнутся его идеализмом. http://www.rabkor.ru/interview/13595.html