Катерина Гордеева: «Не надо прятать раны Ленинграда»

Известная журналистка сняла фильм с пронзительными рассказами людей, переживших блокаду

Катерине Гордеевой, которую мы помним по ее блестящим работам из цикла «Профессия - репортер» на НТВ, удалось невозможное: записать на камеру то, что люди, пережившие блокаду, не рассказывали еще никогда. Ее фильм «Голоса» покажут на Первом канале.

Страшные фото блокадного города в фильме совместили с современными кадрами тех же улиц, чтобы мы не забыли, что пережили люди.

Фото: Первый канал.

- Сколько блокадников рассказали вам о том, что пережили?

- 12. Этот фильм - доказательство того, как дико интересно устроена человеческая память. Удивительно, как глубоко в блокадниках лежат воспоминания о пережитом. Ведь до середины 1970-х были годы молчания, в сталинской энциклопедии не было даже такой статьи - «блокада Ленинграда». Один из героев признался: «Я всю жизнь избегал скользких поверхностей. Потому что боялся упасть и не встать». Они боятся самых неожиданных вещей, которые им напоминают о блокаде.

- Почему эта тема была под запретом?

- В 1949-м Маленков (в те годы зампредседателя Совмина СССР. - Авт.) произнес разгромную речь о том, что только врагам нашей Родины нужен миф о блокаде. После этого прямо во дворе музея было сожжено огромное количество документов: фотографий, писем, дневников. То, что потом происходило, еще более чудовищно. Сначала о блокаде не говорили. А потом появилась ретушированная версия: как люди умирали молча, с верой в победу. И не было ни безысходности, ни ужаса, ни страха. Ни дистрофии, ни трупоедства, ни воровства карточек. А все это было! То, что блокадники пережили весь этот ад и остались людьми, - это фантастика. Потом выдвинулись на авансцену так называемые «боевитые блокадники». И от этого у нас с вами в голове такая каша про блокаду - с утра до вечера там плясал балет, играли симфонию Шостаковича...


Как и все мы, Катя знала о блокаде только из книжек, учебников.

Фото: НТВ

- У них сформировался скрытый комплекс вины?

- Да нет, они просто не считают себя героями. Поскольку подвиг блокадников был отчасти вынужденным, о котором вокруг не говорят, то они тоже о нем на всякий случай молчали.

- И жили, не понимая, что на самом деле с ними произошло?

- Не понимая и, главное, убеждая себя в том, что подвига на самом деле не было. Почему «Блокадная книга» Гранина и Адамовича - великая вещь? Еще очень многие были живы, и эти истории не стали мифами. Был такой эпизод: мне рассказывали о блокаде, но я понимала, что это - не их история. Она из «Блокадной книги». Это не потому что люди врут. А потому что надолго запертая память дает такие удивительные ответы. С ними ведь никто подробно не разговаривал - их приглашали в школу делать программные выступления.

- Получается, ваши герои впервые по-настоящему рассказали о пережитом?

- Какие-то из них - да. Их истории нужно успеть записать. Потому что потом этого никто не расскажет.

- Очевидно, что косвенно ваш фильм - о времени сегодняшнем. Каких ошибок мы могли бы избежать, зная правду?

- Мы могли бы избежать равнодушного отношения к людям. Им никто не сказал спасибо. Это был особенный город, фактически ценой жизни которого во многом была обеспечена победа. До сих пор никто не знает, сколько тогда людей погибло - всегда эти «около, приблизительно». Плюс-минус полмиллиона человек.

- Сколько вы работали над фильмом?

- Год. У нас были потрясающий режиссер Сережа Нурмамед и художник компьютерной графики Юра Мелюшин. Мне было важно промаркировать город, который есть сейчас, с точки зрения блокады. Мы совместили современные панорамы улиц с архивными снимками. Чтобы люди, которые идут по этим улицам, представляли, каким он был 70 лет назад. Важно, чтобы эти раны города были видны. Как только ты забываешь историю, история возвращает это тебе, чтобы ты получше запомнил.

- Наверное, вы уже никогда не сможете побывать в том Питере, который знали раньше.

- И слава богу. Теперь я буду любить этот город сильно больше.

Сергей ЕФИМОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе