Константин Эрнст: Есть вызовы, от которых нельзя уклониться

В рамках спецпроекта ТАСС «Первые лица» гендиректор Первого канала дал большое интервью Андрею Ванденко. 
«КП» публикует текст беседы с сокращениями.

- Константин Львович, кризис не слишком помешал подведению предварительных итогов по случаю 20-летия канала?

- Он ведь коснулся не только нас. Мы все живем в одном времени, кто-то ближе к эпицентру, кто-то - дальше. У центровых недостаток: волна плотнее и бьет сильнее. Зато видишь раньше, дальше и глубже. СМИ вообще и телевидение, в частности, ощущают приближение проблем раньше, чем министерство финансов. Уже прошлой весной мы полномасштабно готовились к неизбежному, в апреле 2014-го завершив первый раунд встреч и переговоров о снижении затрат на контент. Еще до конца того года сократили штат сотрудников на десять процентов. Сейчас минимизируем все виды расходов, лишь бы не трогать больше людей.

- Как все отразилось на качестве того, что идет в эфир?

- Пока практически не ударило. Так устроено телевидение, что сначала затраты и вложения, а потом продукт. Пока показываем сериалы, профинансированные год-два назад. По-настоящему накроет во второй половине 2016-го и позже. По программам это случится раньше. Уже ближайшей осенью. Ясно, что кризис года на два. Минимум. До конца текущего года телезрители не заметят ухудшения качества. Мы продолжим показывать сериалы, снятые еще в «жирные» годы, а что программы будут чуть попроще, так ведь не настолько, чтобы это сильно бросалось в глаза.

- На Первом канале который год кряду звучит рефреном: нас не догонят. Вот и Олимпиаду в Сочи открывали этой песней.

- Этот слоган из нашего осознанного хулиганства давно стал брендом. А на церемонии открытия Игр мы выбрали его в качестве здоровой провокации, чтобы сбить излишний пафос. Но в результате как в воду глядели: никто нас так и не догнал. Жизнь вообще своеобразная форма забега. А если уж побежал, то руководствуйся принципом «нас не догонят».

- Слышал, ваш, Константин Львович, гонорар за участие в подготовке Олимпиады составил рубль?

- Это так. Но это и не была работа в чистом виде. Глупо полагать, что твое объяснение в любви должно быть оплачено.

- На ваш взгляд, в ту ли сторону бежали мы весь последний год?

- Олимпиада на эмоциональном уровне сообщила миру: Россия возвращает себе статус великой державы. И дело не только в количестве завоеванных золотых медалей. Я благосклонно отношусь к конспирологии и не могу не отметить, что острая фаза противостояния на майдане в Киеве удивительным образом совпала с пиком Игр в Сочи.

- А в итоге Россия оказалась заложницей событий на Украине?

- Знаете, есть вызовы, от которых нельзя уклониться, в противном случае надо сразу поднимать руки и капитулировать. У России нет к этому исторической склонности.

Об общепите, понтах и «Голосе»

- Вы не раз сравнивали телевидение с заводской столовой. А сами чем питаться предпочитаете?

- Во мне нет дешевого снобизма, я - одна стосорокамиллионная часть своего народа - говорю это абсолютно без понтов. Понятно, что разные программы адресованы разной аудитории. Мне интересны «Городские пижоны», но «Давай поженимся» - не меньше. Я все смотрю.

- А каково вам было закрывать «Прожекторперисхилтон» на пике?

- Это искусственно прерванная песня. Не нами. Николай Сенкевич, который тогда возглавлял «Газпром медиа», использовал более-менее правдоподобный повод, чтобы не отпускать на Первый канал ведущих Светлакова и Мартиросяна. Недавно мы обсуждали, не объявить ли всероссийский конкурс на замену ведущих «Прожектора». Наверное, скоро сделаем это.

- А про «Голос» вы сразу все поняли?

- Честно говоря, нет. Идея поворачивающихся кресел не показалась мне такой уж оригинальной. От других вокальных проектов «Голос» отличался именно слепым прослушиванием. В проект сразу поверил Юра Аксюта, а я привык доверять нашему лучшему музыкальному продюсеру. Оказалось, «Голос» - не только про вокал. Он еще про шанс, выбор и удачу, что и предопределило успех шоу у зрителей. Очень интересно участие в «Голосе» отразилось на его наставниках. Радикально изменил отношение к себе Дима Билан, оказавшийся человеком глубоким и добрым, а вовсе не прыгающим мальчиком из «Евровидения». Пелагея, до того далеко не всем известная, стала всеобщей любимицей. Леня Агутин проявил талант мудрого учителя, а Александр Борисович Градский окончательно утвердился в статусе гуру и патриарха. Теперь мы находимся в ужасной ситуации, поскольку я волевым решением уволил прежних наставников и надо искать новых. Мы точно не станем подгонять их под старые лекала, подбирать человека вместо Градского, Билана, Агутина или Пелагеи. Это будут 
люди, непохожие на них. Надо строить историю с чистого листа. Копии, как известно, хуже оригинала, что доказывают время от времени повторяющиеся попытки части коллег адаптировать у себя на каналах наши форматы…

О перебежчиках, Галкине, Урганте и Нагиеве

- Ваше отношение к подобным «заимствованиям»?

- Как к хвалебной рецензии, дани уважения и признания. Есть клоны, чьи названия являются зеркальным ответом на наши проекты. На «Пусть говорят» Андрея Малахова у НТВ появилось шоу «Говорим и показываем» - у Владимира Михайловича Кулистикова хорошее чувство юмора. А на «России 1» в том же формате выходит «Прямой эфир», которому никогда не удастся догнать рейтинги «Пусть говорят». Потому что секрет не в формате, а в людях, которые его делают. И чего бог не дал, того в аптеке не купишь...

- Что мешает трем джентльменам - Эрнсту, Добродееву и Кулистикову - встретиться и обсудить спорные вопросы по-мужски?

- Да мы встречаемся и обсуждаем. И часто договариваемся. А часто нет. У каждого свое видение, и я не настолько наивен, чтобы полагать, будто мой взгляд является истиной в последней инстанции. Просто я так вижу. А они, наверное, по-другому. Более того, считаю, жесткая конкуренция стимулирует быстрое развитие отрасли. Тактически часто это неприятно, так, что местами даже бесит, а стратегически все на пользу.

- Нельзя ли подробнее об отношениях между главными начальниками на отечественном телевизионном поле?

- По службе отношения у нас рабочие, а в частном порядке - дружеские. Но мы обычно не смешиваем две эти среды. Каналы же производят коммерческий продукт и должны думать, как забрать аудиторию у конкурентов. Но мы всегда стараемся вести себя корректно. Если коллеги начинают совсем уж хамить, можем ответить.

- Тем не менее именно у вас шоу «Один в один!» превратилось в «Точь-в-точь», после чего на Первый подали иски в суд.

- Это беспрецедентный случай в истории российского телевидения: с канала, который сделал первый сезон шоу, увели второй. Человек приписал себе все достижения «Один в один!», абсолютно проигнорировав, что с ним работала команда Первого канала. Он решил немедленно капитализировать успех, продав следующий сезон нашим конкурентам. За гораздо большие деньги. Увы, коллеги на предложение согласились. Вряд ли они теперь этим счастливы. По вероломству и глупости ситуация уникальна, хотя и прежде бывало: я формировал новый проект, а потом узнавал в последний момент, что программа выйдет на другом канале, поскольку продюсера банально перекупили. У нас и ведущих угоняли таким образом. Правда, карьера их потом не очень складывалась…

- Это вы о ком?

- О Максиме Галкине, например. На телевидение его привели мы, и это была рискованная затея - посадить его ведущим популярнейшего шоу «Кто хочет стать миллионером?». Все последующие годы продюсеры и сценарная группа активно работали с Галкиным, в том числе над его новогодними программами, которые были невероятно популярны. В результате он стал телезвездой номер один. А потом решил уйти, даже не сообщив мне об этом.

- Алла Борисовна тогда ведь оставила Первый следом за Галкиным?

- Пугачева никогда не принадлежала какому-то отдельному каналу. И уход Максима не отразился на наших сложных и глубоких отношениях с ней. Да я и на Галкина не обижен, максимум - сочувствую, у него была такая карьера! На самом деле late night show мы планировали изначально для Максима, а не для Ивана Урганта. Мне казалось, Галкин - первый из «новых», а выяснилось, он - последний из «старых». Первым из «новых» стал Ваня. У него не сразу все получилось, было перепробовано несколько форматов. Мы примерялись, он искал и по-настоящему стрельнул в «Прожекторперисхилтон». Это всегда процесс. Скажем, Дима Нагиев достиг высот на проекте «Голос». Он был хорош в «Больших гонках», «Последнем герое», удачен в ситкомах на СТС, но по-настоящему собой стал именно в «Голосе». Все удачно совпало - проект, профессиональное мастерство и форма ведущего. Потенциальных звезд много, а выстреливают единицы. Магия.

Источник: ТАСС
Автор
Андрей Ванденко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе