Максим Матвеев разыграл Ярмольника на съемках «Мосгаза»

Новый сезон сериала получился самым звездным.
НАНЕСЕНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО ГРИМА МАКСИМУ МАТВЕЕВУ ЗАНИМАЛО ТРИ ЧАСА. 
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ПЕРВОГО КАНАЛА


Майор Черкасов раскручивает свое девятое и, как заявлено, последнее дело, встречается с маньяком, которого поймал еще в шестидесятых, и постоянно выслушивает от начальства рекомендацию подумать о пенсии. В сериале «Мосгаз. Последнее дело Черкасова» собралась впечатляющая звездная команда, и если этот сезон и правда последний, то прощание с популярными героями выглядит максимально размашисто.


Действие девятого сезона разворачивается в Москве начала восьмидесятых. В городе действует серийный убийца, который оставляет, в том числе на месте преступлений, загадочные знаки. В лексиконе следователей появляется совершенно не советский термин «секта», а в качестве отягчающего обстоятельства возникает торговля неучтенными произведениями искусства.

В подобном злодейском карнавале от Черкасова ждут немедленных результатов, однако легендарный следователь начинает быстро уставать, пропускать важное, в общем, вести себя в соответствии с возрастом. Дополнительным раздражающим фактором для Черкасова становится пополнение в отделе: майор Ковалев (Андрей Мерзликин) учился за границей, умеет обращаться с компьютером и работать на детекторе лжи, в общем, намерен придать расследованиям новые технологические формы.

Безусловным козырем новых серий стало возвращение главного злодея из первого сезона проекта. Влад Вихров (Максим Матвеев) — серийный убийца из «Мосгаза» (сериал вышел в 2012 году) — был пойман Черкасовым и приговорен к высшей мере. Но в итоге сценаристы решили, что маньяка отправили на урановые рудники, засекретив и его имя, и место заключения. Спустя двадцать лет ему удается сбежать. Возвращение в проект героев, с которыми вроде бы уже все ясно, как правило, добавляет сюжету интригующих деталей, правда, в данном случае все обернулось еще и головной болью для продюсеров.

Когда Максиму Матвееву предложили примерить знакомый образ, актер сразу отказался, назвав эту роль пройденным для себя этапом. Тем не менее продюсер Денис Евстигнеев решил продолжить работу над сценарием с учетом того, что Матвеев в фильме все-таки сыграет. Когда были написаны четыре серии, их отправили Максиму, который в то время как раз читал разные сценарии и выстраивал планы на год. Согласие актера в данной ситуации означало очень многое. Варианты найти кого-то похожего на Матвеева или взять совсем непохожего всерьез не рассматривались, и создатели сериала вздохнули с облегчением, когда Максим сказал, что готов работать.

Еще одним важным возвращением в проект стал камбэк режиссера Евгения Звездакова, снимавшего третий и четвертый сезоны, которые получили название «Паук» и «Шакал». В каждом сезоне «Мосгаза», при тщательном соблюдении жанра детектива, немного меняется стилистика сериала, и на этот раз получился триллер со множеством убийств и нагнетанием страстей. Сюда же следует добавить актерскую самоотверженность Максима Матвеева, который малоузнаваем в возрастном гриме.

Когда Максиму подбирали грим, то исходили из того, что в кадре будет человек, отсидевший на урановых рудниках двадцать лет. То есть состариться он должен не на двадцать, а на все сорок лет, и выглядеть молодым стариком. Простым гримом такого не достигнуть, поэтому использовали пластический. В результате узнать Матвеева могут разве что его родственники или фанатичные поклонники. Даже друзья актера попадали в курьезные ситуации.

«Как-то Максим решил подшутить над Леонидом Ярмольником, с которым он дружит, — рассказал режиссер Евгений Звездаков в беседе с «МК». — Мы снимали сцену в доме героя Ярмольника, и в процессе работы Максим в гриме подошел к Леониду и попросил денежку. Тот рассердился, сказал: «Мужик, иди отсюда». Матвеев говорит: «Это же я, Максим». — «Какой еще Максим», — буркнул Леонид и сам отошел. Матвеев уехал, а потом позвонил Ярмольнику и рассказал о розыгрыше. Все долго смеялись».

Самому Максиму часто было не до смеха. В киношных кругах он известен как актер, чье погружение в работу можно назвать перфекционистским с переходом в маниакальное. И если что-то нужно для дела, то Матвеев готов меняться до неузнаваемости, работать в любых условиях и не думать о компромиссах.

«У нас была короткая сценка на кладбище, не вошедшая в итоге в монтаж. Ради нее Максим приехал из Петербурга, три часа гримировался, постоял в кадре пять минут, в течение часа с него снимали грим, после чего он отправился обратно на вокзал, — вспоминает режиссер. — Я уже привык к актерам, которые забегают к тебе между двумя другими съемками или перед спектаклем. Учат текст на ходу и быстро снимаются. У Максима не было никаких параллелей, он занимался только этим проектом. В ходе подготовки мы прошли с ним все его сцены и многое переписали специально под него. Если это прочитают продюсеры, то они очень удивятся, потому что им мы ничего не сказали».

Главный герой, майор Черкасов, в девятом сезоне производит впечатление весьма усталого человека. Ему не очень-то доверяют, потому что считают почти пенсионером, в какой-то момент отстраняют от дела и вообще всячески намекают на заслуженный отдых. В итоге Андрея Смолякова немного состарили при помощи грима, и сам он в кадре двигался так, чтобы придать себе дополнительный возраст.

«В жизни все ровно наоборот, — вспоминает режиссер. — Андрей очень бодрый и подвижный человек, увлекается теннисом. Как-то у нас была локация на десятом этаже, и вся группа поднималась на лифте. А Андрей за несколько минут прибежал туда пешком и даже не запыхался».

Если «Мосгаз» и в самом деле станет историей, то в качестве артефактов популярного сериала, конечно, следует оставить шляпы Черкасова. Они стали не просто реквизитом, а чем-то вроде фирменного знака и деталью, без которой образ Черкасова вроде бы уже не полный. Кстати, на съемках к шляпам относились почти так же внимательно, как к актерам.

«Шляпу носят в отдельной коробке, отдают Андрею лично в руки, и чем дальше, тем реже он ее снимает. По крайней мере, так кажется, — говорит Евгений Звездаков. — Мы уже смеялись, что скоро он будет и спать в шляпе. Она Андрею очень нравится. И очень ему идет. Он в ней прямо Хамфри Богарт и точно не похож на других сериальных ментов, которых в телевизоре так много».

Автор
Илья ЛИТОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе