"Сталин был очень озабочен тем, чтобы витрина государства выглядела респектабельно, красиво в глазах мирового общественного мнения, и, конечно, советская литература должна была быть на уровне самых высших достижений в современной мировой литературе, - рассказывает Сарнов. - Советским вождям очень импонировало, что в их распоряжении есть граф Толстой. Это укрепляло их самих и окружающих, что они и сами настоящие, не самозванцы какие-нибудь, и Толстой у них настоящий... Всё это не могло не вскружить голову Алексею Толстому..."
Следующие два фильма "Сталин и писатели. Борис Пильняк" рассказывают о судьбе художника, для которого откровенность, которую он позволил себе в "Повести непогашенной луны", оказалась смертоносной. В 1926 году в журнале "Новый мир" вышла "Повесть непогашенной луны" известного тогда писателя Бориса Пильняка, где тот прозрачно намекал, что смерть наркома Фрунзе на операционном столе была срежиссирована Сталиным. Подлинные имена главных действующих лиц не назывались, но ни у кого не оставалось ни малейших сомнений насчет того, о ком и о чем идет речь.
"Иосиф Виссарионович никогда не торопился, он умел выждать, и мы можем с уверенностью утверждать - судьба Пильняка, трагическая развязка его жизни произошла именно в тот момент, когда Сталин прочел его "Повесть непогашенной луны". Это подтверждается тем, что среди расстрельных списков, которые Сталин подписывал своим карандашом, есть и тот список, в котором фигурирует имя - Борис Пильняк", - говорит Бенедикт Сарнов.
Сусанна Альперина
Российская газета